Главная » Статьи » Мои статьи

Активизация познавательной деятельности студентов

Активизация познавательной деятельности студентов

 

В. Г. Иванов, преподаватель Уфимского авиационного техникума

 

Источник: Иванов, В.Г. Активизация познавательной деятельности студентов / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 1996. - №10. – С. 26-28

 

Основная цель работы пре­подавателя — дать прочные осознанные знания студентам.

Этого можно достичь благодаря активной познавательной деятельности сту­дентов.

В статье рас­сматриваются не­которые вопро­сы активизации познавательной деятельности сту­дентов, которые считаются наиболее важными. В этом отношении авторами накоплен большой опыт и при необ­ходимости вопросы могут быть раскрыты более широко.

Педагогикой накоплен большой опыт активизации познавательной деятельности обуча­емых. Под словом активизировать в педагогике понимают усиление внутренней активности сту­дентов и стимулирование их мыслительной дея­тельности.

Сложность заключается в том, что нет готовых рецептов, чтобы добиться 100% активности учащихся на уроке. В печати часто пишут о работе педагогов-новаторов, но зачастую даже использование их методов и форм работы не дает желае­мого результата. Причина здесь кроется в одном: у каждого учебного коллектива свой опыт позна­вательной деятельности, свой средний уровень развития. А каждый прием или метод учебной работы рассчитан на определенный уровень поз­навательной деятельности студентов.

Поэтому накопленный опыт работы по ак­тивизации познавательной деятельности студен­тов и передовые методы обучения требуется теоретически осмыслить и для успешного приме­нения передового опыта стараться не просто копировать, переносить опыт других в свою груп­пу. Прежде всего необходимо выделить основные моменты по активизации познавательной дея­тельности, выбрать те приемы и методы, которые можно применить в каждой группе.

Педагогическая деятельность преподавателя имеет определенную цель, а именно,— дать обу­чаемым прочные знания, которые они смогли бы и умели применять при изучении более сложных, специальных дисциплин, связанных с данной. Основная работа преподавателя в этом направ­лении заключается в развитии творческих способ­ностей студентов. Согласно современным воз­зрениям научное творчество совершается в три этапа [4, 5, 6 и др.]. Если эта работа выполнена, то можно считать, что студенты получат осознан­ные и прочные знания и смогут их самостоятельно пополнять.

Таким образом, развитие творческих способ­ностей студентов является основной задачей педагогической деятельности. Для достижения этой цели применяются различные приемы и формы по активизации познавательной деятель­ности.

Познавательные задачи, как правило, идут по восходящей линии. По мере изучения материала, стечением времени, эта линия может разветвлять­ся. Это происходит в том случае, если уровень познавательной способности у студентов разный. Тогда могут быть 2 — 3 ветви. При такой ситуации преподавателю не следует идти по легкому пути и давать всем студентам задачи одного уровня, как правило, ориентированные на средний уро­вень. Это может привести к тому, что студенты с более высоким уровнем развития будут за­держиваться в развитии, а студенты с более низкой познавательной способностью потеряют веру в свои силы, возможности и способности. На практике именно это приводит к тому, что студенты, успешно преодолевшие вступительные экзамены, отчисляются потом за неуспеваемость.

Непременным условием результативности обучения является развитие интереса к предмету. Важным пунктом здесь являются отношения между студентами и преподавателем. Нужно вы­брать правильный стиль взаимоотношений. Это будет достигнуто в том случае, если:

есть основа для взаимоотношений;

помимо возможности взаимодействия, для формирования взаимоотношений необходима общая цель;

при установлении взаимоотношений до­лжен осуществляться определенный порядок;

когда есть порядок и цель, возникают взаимоотношения, определяемые двумя составля­ющими: процессами отдачи и принятия.

Выполнение этих пунктов предполагает соз­дание между преподавателем и студентами обста­новки гуманных отношений, взаимного уважения и доверия, помощи и творческого настроя. Такая обстановка устраняет отрицательные и порождает положительные эмоции студентов, вызывает желание заниматься учебной деятельностью.

«Сущность познавательного интереса в стрем­лении... проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном побуж­дении заниматься предметом своего интереса» [8 с. 24].

Также следует обращать внимание на стиль взаимоотношений студентов, степень коррект­ности их отношений к преподавателю и друг к другу, общий настрой группы и тот психо­логический климат занятий, который создан общей организацией урока, требовательностью и стилем руководства преподавателя познаватель­ной деятельностью студентов.

Организованность, дисциплинированность и заинтересованность студентов являются следст­вием организованности, четкости и заинтересо­ванности самого преподавателя, а студенты — в своем отношении к личности педагога и в отно­шении к учебному предмету, который этот педагог преподает.

При таком психологическом климате успешно выполняются основные принципы дидактики, способствующие активизации познавательной де­ятельности студентов: это связь с жизнью; принцип научности; принцип сознательности обучения и прочности усвоения знаний. Но все эти принципы могут быть реализованы только в процессе активного обучения.

Активизация учения может быть решена более полно при условии реализации ряда мер. Во-пер­вых, в содержании учебных предметов необ­ходимо видеть систему ведущих знаний, способов получения и переработки информации. Это вклю­чает в себя отбор тех научных понятий, сведений, законов и правил, которые должны быть прочно усвоены студентами.

Во-вторых, личности, глубине и осознанности знаний способствует выполнение принципа не­прерывного повторения. С этой целью можно задавать большое количество задач, которые могут быть проверены поэтапно, по 4 — 5 задач через равные или разные промежутки времени.

В-третьих, теоретические знания обязательно должны быть подкреплены самостоятельной работой студентов.

Следующим важным моментом является развитие аналитического мышления у студентов. Это объясняется тем, что учебные программы все более усложняется. Это приводит к тому, что содержание учебников общеобразовательного цикла усложняются. Поэтому основным на уроке является слово учителя. При выдаче домашних заданий материал учебника должен разбиваться на основной и дополнительный, а задачи и уп­ражнения должны быть подобраны по степени трудности, иначе самостоятельно студенты не ус­воят необходимый материал.

При этом не надо делать за студента всю работу. Надо помнить слова К. Д. Ушинского: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оста­валось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы» [1 с. 27].

Итак, используемые преподавателем приемы и методы активизации познавательной деятель­ности студентов в обучении должны предус­матривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления студентов и одновременно формирование у них мотивов учения.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

К. Д. Ушинский. Собр. соч. М. 1969. т. 5, с. 27.
Л. А. Иванова. «Активизация познавательной деятель­ности учащихся при изучении физики». Просвещение. М. 1983.
А. В. Муравьева. «Как учить школьников самостоя­тельно приобретать знания по физике» Просвещение. М. 1970.
Научное творчество (Под ред. С. Р. Мукулинского, М. Г. Ярошевского). Наука. М. 1969.

 

П. А. Пономарев. «Психология творчества и педа­гогика» Педагогика. М., 1976.

Проблемы научного творчества в современной психологии (под ред. М. Г. Ярошевского). Наука. М. 1971

А. В. Усова, В. В. Завьялов «Учебные конференции и семинары по физике в средней школе». Просвещение М. 1975

Г. Н. Щукина. «Проблемы познавательного интереса в педагогике». Педагогика. М. 1971.

Категория: Мои статьи | Добавил: Valerij (01.06.2015)
Просмотров: 737 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar