Главная » Статьи » Мои статьи |
Активизация познавательной деятельности студентов
В. Г. Иванов, преподаватель Уфимского авиационного техникума
Источник: Иванов, В.Г. Активизация познавательной деятельности студентов / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 1996. - №10. – С. 26-28
Основная цель работы преподавателя — дать прочные осознанные знания студентам. Этого можно достичь благодаря активной познавательной деятельности студентов. В статье рассматриваются некоторые вопросы активизации познавательной деятельности студентов, которые считаются наиболее важными. В этом отношении авторами накоплен большой опыт и при необходимости вопросы могут быть раскрыты более широко. Педагогикой накоплен большой опыт активизации познавательной деятельности обучаемых. Под словом активизировать в педагогике понимают усиление внутренней активности студентов и стимулирование их мыслительной деятельности. Сложность заключается в том, что нет готовых рецептов, чтобы добиться 100% активности учащихся на уроке. В печати часто пишут о работе педагогов-новаторов, но зачастую даже использование их методов и форм работы не дает желаемого результата. Причина здесь кроется в одном: у каждого учебного коллектива свой опыт познавательной деятельности, свой средний уровень развития. А каждый прием или метод учебной работы рассчитан на определенный уровень познавательной деятельности студентов. Поэтому накопленный опыт работы по активизации познавательной деятельности студентов и передовые методы обучения требуется теоретически осмыслить и для успешного применения передового опыта стараться не просто копировать, переносить опыт других в свою группу. Прежде всего необходимо выделить основные моменты по активизации познавательной деятельности, выбрать те приемы и методы, которые можно применить в каждой группе. Педагогическая деятельность преподавателя имеет определенную цель, а именно,— дать обучаемым прочные знания, которые они смогли бы и умели применять при изучении более сложных, специальных дисциплин, связанных с данной. Основная работа преподавателя в этом направлении заключается в развитии творческих способностей студентов. Согласно современным воззрениям научное творчество совершается в три этапа [4, 5, 6 и др.]. Если эта работа выполнена, то можно считать, что студенты получат осознанные и прочные знания и смогут их самостоятельно пополнять. Таким образом, развитие творческих способностей студентов является основной задачей педагогической деятельности. Для достижения этой цели применяются различные приемы и формы по активизации познавательной деятельности. Познавательные задачи, как правило, идут по восходящей линии. По мере изучения материала, стечением времени, эта линия может разветвляться. Это происходит в том случае, если уровень познавательной способности у студентов разный. Тогда могут быть 2 — 3 ветви. При такой ситуации преподавателю не следует идти по легкому пути и давать всем студентам задачи одного уровня, как правило, ориентированные на средний уровень. Это может привести к тому, что студенты с более высоким уровнем развития будут задерживаться в развитии, а студенты с более низкой познавательной способностью потеряют веру в свои силы, возможности и способности. На практике именно это приводит к тому, что студенты, успешно преодолевшие вступительные экзамены, отчисляются потом за неуспеваемость. Непременным условием результативности обучения является развитие интереса к предмету. Важным пунктом здесь являются отношения между студентами и преподавателем. Нужно выбрать правильный стиль взаимоотношений. Это будет достигнуто в том случае, если: есть основа для взаимоотношений; помимо возможности взаимодействия, для формирования взаимоотношений необходима общая цель; при установлении взаимоотношений должен осуществляться определенный порядок; когда есть порядок и цель, возникают взаимоотношения, определяемые двумя составляющими: процессами отдачи и принятия. Выполнение этих пунктов предполагает создание между преподавателем и студентами обстановки гуманных отношений, взаимного уважения и доверия, помощи и творческого настроя. Такая обстановка устраняет отрицательные и порождает положительные эмоции студентов, вызывает желание заниматься учебной деятельностью. «Сущность познавательного интереса в стремлении... проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса» [8 с. 24]. Также следует обращать внимание на стиль взаимоотношений студентов, степень корректности их отношений к преподавателю и друг к другу, общий настрой группы и тот психологический климат занятий, который создан общей организацией урока, требовательностью и стилем руководства преподавателя познавательной деятельностью студентов. Организованность, дисциплинированность и заинтересованность студентов являются следствием организованности, четкости и заинтересованности самого преподавателя, а студенты — в своем отношении к личности педагога и в отношении к учебному предмету, который этот педагог преподает. При таком психологическом климате успешно выполняются основные принципы дидактики, способствующие активизации познавательной деятельности студентов: это связь с жизнью; принцип научности; принцип сознательности обучения и прочности усвоения знаний. Но все эти принципы могут быть реализованы только в процессе активного обучения. Активизация учения может быть решена более полно при условии реализации ряда мер. Во-первых, в содержании учебных предметов необходимо видеть систему ведущих знаний, способов получения и переработки информации. Это включает в себя отбор тех научных понятий, сведений, законов и правил, которые должны быть прочно усвоены студентами. Во-вторых, личности, глубине и осознанности знаний способствует выполнение принципа непрерывного повторения. С этой целью можно задавать большое количество задач, которые могут быть проверены поэтапно, по 4 — 5 задач через равные или разные промежутки времени. В-третьих, теоретические знания обязательно должны быть подкреплены самостоятельной работой студентов. Следующим важным моментом является развитие аналитического мышления у студентов. Это объясняется тем, что учебные программы все более усложняется. Это приводит к тому, что содержание учебников общеобразовательного цикла усложняются. Поэтому основным на уроке является слово учителя. При выдаче домашних заданий материал учебника должен разбиваться на основной и дополнительный, а задачи и упражнения должны быть подобраны по степени трудности, иначе самостоятельно студенты не усвоят необходимый материал. При этом не надо делать за студента всю работу. Надо помнить слова К. Д. Ушинского: «Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы» [1 с. 27]. Итак, используемые преподавателем приемы и методы активизации познавательной деятельности студентов в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления студентов и одновременно формирование у них мотивов учения.
ЛИТЕРАТУРА К. Д. Ушинский. Собр. соч. М. 1969. т. 5, с. 27.
П. А. Пономарев. «Психология творчества и педагогика» Педагогика. М., 1976. Проблемы научного творчества в современной психологии (под ред. М. Г. Ярошевского). Наука. М. 1971 А. В. Усова, В. В. Завьялов «Учебные конференции и семинары по физике в средней школе». Просвещение М. 1975 Г. Н. Щукина. «Проблемы познавательного интереса в педагогике». Педагогика. М. 1971. | |
Просмотров: 737 | |
Всего комментариев: 0 | |