Главная » Статьи » Мои статьи |
Антропологические основания профессионального образования
Р.М. Асадуллин, д.п.н. (Башгоспедуниверситет), В.Л. Бенин, д.п.н. (Башгоспедуниверситет), В.Г. Иванов, к.п.н. (Уфимский авиатехникум)
Источник: Асадуллин, Р.М. Антропологические основания профессионального образования / Р.М. Асадуллин, В.Л. Бенин, В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2001. - № 2. – С. 37 - 38
Овладение формами и методами профессиональной деятельности выступает необходимым компонентом профессионального становления личности. В идеале оно должно проходить в студенческие годы, параллельно с освоением материала по тому конкретному предмету, который избрал для себя студент. На практике же все обстоит иначе. Получив диплом, вчерашний студент идет на производство, зачастую смутно представляя себе «что делать» и «с чего начать». Во многом это зависит от системы его подготовки, характерной для учебных заведений. Основное внимание в ней нацелено на подготовку по предмету. Привитие навыков профессиональной деятельности в лучшем случае ограничивается незначительными теоретическими и методическими спецкурсами. Происходящие в России социальные перемены настоятельно требуют соответствующих изменений в системе образования вообще и в подсистеме подготовки кадров среднего руководящего звена в частности. В этих условиях выявление механизма трансляции форм и методов профессиональной деятельности становится важным практическим условием решения производственных задач. Однако думается, что узкопедагогический подход к данной проблеме может дать лишь ограниченный результат, поскольку названный процесс испытывает на себе влияние целого ряда социальных и общекультурных факторов. Культура представляет собой нормативные требования к любой деятельности человека; освоенный и овеществленный человеком опыт его жизнедеятельности. Опыт — это закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении возникающих задач. Образование как система и есть не что иное, как социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. Долгое время отечественная теория образования существовала в отрыве от теории культуры, а культурология оставляла вне поля своего внимания проблематику образования. В ряде последних публикаций была отмечена абсурдность подобного положения и показано, что, по сути, образование есть не что иное, как овладение культурой. Это привело нас к убеждению в том, что на уровне теоретико-методологического анализа, т.е. анализа интересующего нас объекта не на индивидуальном, а на системном уровне, приращение знания может быть получено за счет комплексного использования как традиционных педагогических, так и психологических, философ- ско-антропологических и культурологических подходов. Это кажется вполне оправданным в условиях происходящей в России очередной смены образовательных парадигм. Нашу систему образования образно можно уподобить водоему. Широко и спокойно расстилаются его воды, олицетворяя собой кажущиеся покой и стабильность. Но стоит нарушить эту зеркальную гладь, бросив «камень» новомодной образовательной идеи, как побегут по нему круги и охватит его реформаторская рябь. Очередным «камнем» подобного рода стала идея гуманизации и гуманитаризации образования. В последнее десятилетие мировые тенденции развития образования все больше выдвигают на первый план гуманитарный аспект. Если обратиться к материалам реорганизации российской системы образования, нельзя не заметить, что в них также провозглашаются преобразования «на основе системного подхода и гуманистических принципов новой биосферной культуры» (Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. Вып. 5-6. — М.,1994. — С.2-3.) На практике же это выражается в том, что учебные заведения (каждый по собственному разумению, ибо единые подходы не разработаны) проводят очередную кампанию по гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса. Цели этой кампании не ясны, ее задачи расплывчаты, а потому и средства осуществления выбраны самые элементарные — количественное увеличение набора всевозможных (как правило, исторических) курсов по гуманитарным дисциплинам — философии, этике, эстетике, культуре, искусству, праву, религии и т.п. и это, как правило, без увеличения объема учебных часов, а значит в ущерб основному учебному материалу. При этом далеко не каждый работник системы образования сможет внятно объяснить, что же отличает гуманизацию знания от его гуманитаризации и чем обусловлена потребность в них. Между тем, к проблеме педагогической деятельности гуманизация образования имеет самое прямое отношение. Мы уже не раз отмечали (Бенин B.JI., Романко В.Г. Гуманитаризация образования — новая панацея или.. ? (Полемические заметки)// Труд. Успех. Здоровье. -1998. № 1-2; Бенин B.JI., Романко В.Г. Гуманизация образования: сущностный анализ// Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания и образования. -Уфа, 1998; Бенин B.JI. Гуманизация образования //Фундаментализация образования в современном обществе: Материалы Российскойнаучн.-практич. конф. ч.1. -Уфа, 1998; Бенин B.JI. Развитие гуманизма от утопии к науке//Вестник ВЭГУ. Философия. Социология. Политология. - Уфа, 1999. № 10.), что при определении гуманизма, очевидно, следует исходить из сущности человека (свое понимание которой мы также довели до сведения коллег (Асадуллин Р. М. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе. — Казань, 1997; Асадуллин P.M. Человек как объект системного педагогического анализа//Педагогический альманах. Вып.1. -Уфа, 1998.: Иванов В.Г. Педагогическая интеграция в средней профессиональной школе. — Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2000 — 188с.). Также очевидно, что сущность человека можно определить, выделив его основные черты. С другой стороны, существенность тех или иных черт для некоего явления зависит от того, с каких позиций это явление рассматривается. Если при определении существенных черт человека исходить из разных предметных областей, то мы вряд ли вообще сумеем их определить. В настоящее время широко бытует представление, что дня гуманизации образования требуется его гуманитаризировать. Первоначально считалось, что российское образование чрезмерно технократично и для преодоления технократизма достаточно расширить преподавание гуманитарных дисциплин. По этому пути пошло большинство учебных программ российских учебных заведений, особенно вузов в конце 80-х — начале 90-х годов. Однако, как показал опыт, это оказалось тупиковым направлением гуманизации образования. Если при этом учесть, что введение названных курсов, как правило, не сопровождалось корректировкой содержания основных предметов, то становятся ясными причины учебных перегрузок и вытекающего из них понижения уровня подготовки. Мы полагаем, что основным требованием гуманизации применительно к сфере профессионального образования должно стать формирование такого мировоззрения, которое заключало бы в себе единое интегрированное знание, в конечном счете определяющее и культурный уровень человека, и наиболее полно отвечающее интересам его глобального выживания. И здесь встает знаменитый вечный вопрос культуры — что есть человек? Перебрав массу вариантов, от божественного творения до космических пришельцев, земляне так и не нашли ответа на вопрос о том, как человек появился на планете (Академик Э.А. Поздняков добавляет: «Почему человек приобрел вертикальную стойку, и стал «существом на двух ногах», почему он лишен шерстяного покрова и толстой шкуры и вынужден отбирать то и другое у других животных, наряжая в них особей обоих полов до сегодняшнего дня — это тайна, котораяуходит к вопросу о происхождении человека, и решить ее никто не в состоянии, как бы кто ни ломал голову и какие бы эволюционные или прочие теории ни выдумывал. Тайна эта вне пределов познания человека, как, собственно, и многие другие тайны бытия, и с этим приходится смириться» (Поздняков Э.А. Философия культуры. — М., 1999. — С24). Соответственно, нет ответа на вопрос о том, как он изменялся и изменялся ли. Следовательно, остается без ответа вопрос о том, возможно ли в принципе изменить человека. Более того, непредвзятый анализ показывает, что, фантастически увеличив свои знания о природе и технические возможности, за последние сорок тысяч лет человек биологически не изменился. Не изменился он и в человеческом отношении (В начале 80-х годов специалист-этнограф Л. Самойлов волею судеб, и следственной ошибки оказался в местах заключения. Наблюдая жизнь «зоны» изнутри, он делает интересные научные обобщения, которые публикует по выходе на свободу. Взгляд этнографа увидел в лагерной жизни целый ряд явлений, характерных для первобытного общества. Откуда это потрясающее сходство?— задается вопросом Л. Самойлов и сам же отвечает: «За последние 40тысячлет человек биологически не изменился. Значит, его психофизиологические данные остались теми же, что и на уровне позднего палеолита, на стадии дикости. Все, чем современный человек отличается от дикаря, а современное общество от первобытного, наращено культурой. Когда почему-либо образуется дефицит культуры, когда отбрасываются современные культурные нормы и улетучиваются современные социальные связи, из этого вакуума к нам выскакивает дикарь. Когда же дикари сосредоточиваются в своеобразной резервации и стихийно создают свой порядок, возникает (с некоторыми отклонениями, конечно) первобытное общество» (Самойлов Л. Путешествие в перевернутыймир // Нева. — 1989. - №4. — С. 163). Как ни грустно это признавать, но идея целенаправленного изменения и «улучшения» человека, великая идея, столько веков занимавшая лучшие умы человечества и заложенная в основание целого ряда педагогических систем, сегодня уже не кажется бесспорной. Значит ли сказанное, что мы призываем отказаться от нее? Не совсем так. Но, на наш взгляд, при подходе к профессионально-педагогической деятельности вообще и к профессиональному образованию в частности следует исходить не из прекраснодушных мечтаний об улучшении человека (выше речь и шла о том, что это вряд ли возможно), а из человеческой специфики. Образно говоря, если мы не знаем технологию сборки автомобиля, но знаем правила дорожного движения и технику вождения, то для того чтобы научить человека ездить на «Москвиче», его и надо учить правилам дорожного движения и технике вождения, т.е. специфике конкретного вида деятельности, не засоряя его голову вопросами технологии автомобилестроения.
| |
Просмотров: 765 | |
Всего комментариев: 0 | |