Главная » Статьи » Мои статьи |
Интеграция физических и специально-технических знаний В.Г. Иванов, заместитель директора по учебной работе Уфимского авиационного техникума, заслуженный учитель Республики Башкортостан
Источник: Иванов, В.Г. Интеграция физических и специально-технических знаний / В.Г. Иванов // Учитель Башкортостана. – 2013. -№ 4. С. 76-83
Переход к подготовке специалистов, владеющих профессиональной мобильностью, навыками быстрой адаптации в условиях непрерывного обновления производства, методов контроля, взаимозаменяемости и качества, технологии усовершенствования организации труда, требует углубления и расширения базовых знаний; дифференциации и интеграции содержания образования по основным видам и объектам будущей профессиональной деятельности; усиления профессиональной ориентации; развития нестандартного и творческого мышления. Это связано с тем, что современное производство нуждается в таких работниках, которые могут сознательно и целенаправленно использовать полученные в учебном заведении научные знания в своей профессиональной деятельности. В этом аспекте обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя практика убедительно показала, что для обучающихся позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет. в системе образования должны быть созданы условия для реализации ими своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию "как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)" поддерживают около четверти старшеклассников. Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного продолжения обучения в профессиональной школе (в ссузе, в вузе ) и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднегс образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения). Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения. Специфика целей обучения физике в профильно-ориентированных классах определяется, главным образом, интересами и профессиональными намерениями учащихся. Среди школьных дисциплин физика занимает особое место, это связано с особенностями и широким кругом воздействия ее на личность учащихся. Физика, как основа многих направлений научно-технического прогресса, одновременно дает возможность показа школьникам гуманистической сущности научных знаний. Процесс ее изучения содействует формированию творческих способностей учащихся, их мировоззрения и убеждений, способствует воспитанию личности. Как же построить процесс обучения физике в школе, чтобы лучше подготовить ребят к усвоению физических основ технологических процессов и профессиональной информации? Какими должны быть объем и содержание курса физики? Какой должна быть система практических и лабораторных работ в этих классах? Социальный заказ определяет цель обучения физике в классах инженерно- технического профиля на подготовку специалистов по машиностроительным специальностям. Для этого необходимо решить следующие задачи: Проанализировать и выделить связь физики с техникой и спецификой будущей профессии. Сформировать экспериментальные, вычислительные и другие навыки, обеспечивающие дальнейший профессиональный рост учащихся. Развить умения работы с лабораторным учебным и специальным оборудованием. При организации процесса обучения физике в профильных классах знания и умения, предусмотренные федеральным стандартом физического образования в России, являются инвариантными и обязательными. Вариативная часть должна представлять собой знания и умения политехнического характера с учетом регионального компонента. Единство всех компонентов образования является одной из ведущих идей, лежащих в основе развития современной профессиональной школы. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности важнейшей особенностью педагогики является превращение интеграции в ведущую закономерность, основную тенденцию ее развития. Новые требования к уровню профессиональной подготовки выпускников профессиональной школы обусловливают необходимость изменения в образовательных программах общеобразовательной школы, внедрения современных технологий обучения, направленных на повышение качества получаемых обучающимися знаний, приобретение ими уже в школе профессионально значимых знании, умении и навыков, адекватных новым реалиям.
Поэтому одной из важных проблем профессиональной педагогической деятельности учителя является установление связей в содержании, формах и методах обучения обучающихся в условиях подготовки к продолжению обучения в профессиональной школе технического профиля. Рассмотрим конкретно. В нашем регионе высокий спрос на техническое профессиональное образование. Это связано с перспективами развития машиностроительного производства на таких предприятиях, как ОАО «УМПО», ОАО «НефАЗ», ОАО «Гидравлика» и др. Рассмотрим пример взаимосвязи вопросов школьного курса.
ТЕМЫ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИКЕ ВОПРОСЫ РЕЗАНИЯ МЕТАЛЛОВ И РАБОТЫ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ Сложение сил, действующих на тело под углом. Равнодействующая и уравновешивающая Сложение сил, действующих на клин. Сложение сил, действующих на резец при строгании. Сложение сил, действующих на резец при точении Разложение силы на две составляющие направленных под углом друг к другу Разложение силы сопротивления резанию на резце при строгании. Разложение силы сопротивления резания на резце при точении. Разложение сил, действующих на сверло. Разложение сил, действующих на зенкер. Разложение силы сопротивления резанию, действующей на фрезу, разложение силы сопротивления резанию при наружном круглом шлифовании Равновесие тела, имеющего ось вращения. Пара сил Действие сил на резец. Действие сил на сверло. Действие сил на заготовку. Действие сил на фрезу. Действие сил на шлифовальный круг Деформация тела. Виды деформаций (растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение). Движение по окружности. Круговая скорость Виды деформаций при резании. Усадка срезанного слоя. Физическое понятие скорости резания: при точении, строгании, сверлении, фрезеровании, шлифовании. Опытное определение скорости резания Работы силы, действующей под углом и по направлению перемещения тела. Закон сохранения и превращения энергии в механических процессах и его применение к механизмам. Работа - мера измерения энергии. Упругие колебания Передача и преобразование энергии при работе металлорежущего станка. Понятие мощности. Мощность процесса резания металлов. Упругие колебания полотна ножовки при резании материалов Затухающие и незатухающие колебания Затухающие и незатухающие колебания полотна ножовки
Вынужденные колебания. Резонанс Вынужденные колебания и резонанс полотна ножовки. Вынужденные колебания, не связанные с процессом резания. Вынужденные колебания, зависящие от процесса резания. Автоколебания. Автоколебания при резании металлов. Средство борьбы с вибрациями. Средства измерения колебаний при точении Основные положения молеку- лярно-кинетической теории. Сила взаимодействия молекул Физические причины образования нароста. Изменение внутренней энергии в процессе теплообмена и работы Изменение внутренней энергии в процессе резания металлов Количество теплоты как мера измерения внутренней энергии при теплообмене Распространение тепла. Теплообмен при резании металлов Применение смазочно-охлаждающих технологических средств Механический эквивалент теплоты Эквивалентность количества теплоты и работы на примере резания металлов. Теплораспределение и температура в процессе резания металлов Уравнение теплового баланса Калориметрический метод изучения тепловых явлений при резании металлов и другие методы Силы, действующие на балку, зацепленную одним концом. Момент изгиба Расчет и конструирование токарного резца Силы и крутящие моменты Расчет и конструирование спирального сверла
Виды деформаций при резании металлов Показать физическую сторону процесса деформации при резании металла нужно при изучении темы "Виды деформаций (растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг, кручение)". Напоминаем студентам, что режущая часть резца, как и всякого рода инструмента, представляет собой несимметричный клин, который с силой Р вдавливается в обрабатываемый материал. При этом имеют место три вида деформаций и напряжений: растяжение, сжатие и сдвиг. Причем, наибольшее удельное значение в работе резания составляет работа деформаций сжатия и сдвига. Здесь важно отметить, что в слое металла, подвергающегося в процессе резания в основном сжатию и сдвигу, имеют место те деформации, которые сопровождают образец, подвергнутый обычному испытанию на сжатие, а именно: вначале имеют место упругие деформации, затем появляется текучесть металла, далее имеет место пластическая деформация и, наконец, происходит разрушение образца.
Но нужно сказать, что отличие резания от обычного сжатия образца заключается в том, что срезаемый слой металла связан с остальной массой заготовки, и это взаимодействие удаляемого и остающегося слоя усложняет происходящий процесс деформации. Причем, оставшийся слой, т.к. слой над обрабатываемой поверхностью, вследствие взаимодействия со срезаемым слоем должен претерпевать деформирование сначала упругое, а затем и пластическое (рис. 1).
В Рис. 1 Схема образования стружки
Далее нужно рассказать о методах экспериментального изучения процесса пластической деформации металлов. Метод наблюдения боковой поверхности образца, подвергающегося обработке в условиях резания. Этот метод заключается в том, что на тщательно полированную боковую поверхность образца наносится сетка и, основываясь на наблюдении деформации этой сетки в процессе резания, делается заключение. Метод наблюдения боковой поверхности образца значительно развит и усовершенствован в результате применения макро- и микросъемки. Для наблюдений внешней стороны процесса деформации и тех явлений, которые с внешней стороны достаточно отчетливо выявляются, применяется макросъемка с использованием микроскопа. Пластическая деформация при резании металлов внешне проявляется в том, что толщина стружки а, становится больше толщины среза а. Но поскольку при этом происходит изменение формы, а объем остается прежним, то длина стружки L становится короче пути L , пройденного резцом. Явление укорочения стружки по длине и увеличения по толщине называют усадкой стружки (рис. 2). Ее величина характеризуется коэффициентом усадки Коэффициент усадки является косвенным показателем интенсивности пластической деформации при резании металлов. Практически величина коэффициента усадки стружки (рис. 3) находится в пределах 1,5...4. В случае, когда относительный сдвиг имеет минимальное значение, т.е. стружка получает наименьшую пластическую деформацию, то усадки стружки не наблюдается. Коэффициент усадки стружки косвенно выражает пластическую деформацию. Факторы, влияющие на усадку стружки:
Литература Асадуллин, P.M. Новые ориентиры развития профессионального образования: монография / P.M. Асадуллин, Л.И. Васильев, В.Г. Иванов. - Уфа: Вагант, 2008. Даянов С.Б., Иванов В.Г. Термогазодинамика. / Учебное пособие - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2009. Иванов В.Г. Теория интеграции образования: научное издание / В.Г.Иванов. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. Иванов В.Г., Шустер Т.И. Интеграция физических и специально-технических знаний / В.Г. Иванов, Т.И. Шустер: Учебное пособие. Часть I. - Уфа: РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 2000. Иванов В.Г., Шустер Т.И. Интеграция физических и специально-технических знаний при изучении дисциплин "Процессы формообразования и инструмент" и "Металлообрабатывающее оборудование" / В.Г. Иванов, Т.И. Шустер: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2010.
| |
Просмотров: 426 | |
Всего комментариев: 0 | |