Главная » Статьи » Мои статьи

Интеграция учебного процесса и адаптация студентов в учебном заведении

Интеграция учебного процесса и адаптация студентов в учебном заведении

 

В. Г. Иванов, преподаватель физики Уфимского авиационного техникума

 

Источник: Иванов, В.Г. Интеграция учебного процесса и адаптация студентов в учебном заведении / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 1999. - № 5. – С. 28-29

 

 

В последние годы резко возросло число желаю­щих получить высшее и среднее профессио­нальное образование. Общеобразовательные школы успешно справляются с задачей подготовки части учащейся молодежи к продолжению обра­зования в высших учебных заведениях. Говорим — части молодёжи, так как практически во всех общеобразовательных школах в 10-11 классы производится конкурсный отбор и часть школь­ников, не имеющих возможности продолжить образование в школе, оказывается на улице. Как показывает практика, это зачастую те школьники, которые имели плохое поведение и низкую успе­ваемость. Проводя конкурсный отбор в полную среднюю школу, учебные заведения просто избав­ляются от них. Таким образом, часть молодёжи оказывается перед выбором: что делать? Куда пойти учиться?

Представим структуру образования в виде четырех ступеней:

— неполное среднее образование,

— полное среднее образование,

— среднее профессиональное образование,

 — высшее образование.

Связь между 2 и 4, 3 и 4 ступенями разработана. Тут и работа по профессиональной ориентации среди учащихся, тут и их возраст, тут и целевая подготовка для поступления в тот или иной вуз. А связи между 1 и 3 ступенями нет. В лучшем случае она ограничивается разовыми «походами» преподавателей техникумов в школы.

Кроме вузов существуют еще техникумы, кол­леджи, профтехучилища, лицеи. И дети, которые не нужны школе (в училище родители не хотят их отдавать), заполняют техникумы и колледжи. В большинстве своем они изо дня в день, из недели в неделю ничего не делали, а их переводили из класса в класс. И когда такие ученики собираются в одну группу, они практически становятся неуправляемыми. Учитывая степень их школьной подготовки и то, что они приходят в учебное заве­дение без достаточно серьёзных представлений о будущей профессии, задача перед педагогичес­кими коллективами стоит нелёгкая.

В первую очередь она в первый год обучения сводится к доведению уровня их знаний до уровня, предъявляемого к профессиональному образова­нию. Работать трудно... Учебный материал боль­шой, программа насыщенная. И, как правило, успеваемость в таких группах очень низкая. При­чин неуспеваемости несколько:

а)      низкий уровень школьной подготовки;

б)      непонимание разницы между общеобразо­вательной и средней профессиональной школой;

в)      потеря интереса к профессии.

Основной, по всей видимости, является вторая

причина, потому что именно на первом курсе закладывается отношение к учебе в техникуме. Студент, который кое-как получил аттестат о неполном среднем образовании, считает, что наконец-то он перешел во взрослую жизнь, он студент. Но вдруг с удивлением замечает, что техникум оказывается мало отличается от школы, только уроки спаренные. А у него в сознании утвердился стереотип отношения к шкальным дисциплинам, это настолько в нем сильно, что переубедить его невозможно. Если этот стереотип сохранится, такой студент рано или поздно уйдет из средней профессиональной школы.

В ближайшее время средние профессио­нальные учебные заведения нельзя исключить из единой системы образования — и поэтому вопрос этот требует решения. Тем более, что с каждым годом абитуриенты показывают более низкие знания. Учебные заведения по-разному выходят из положения: одни отказываются от приема сту­дентов на базе неполной средней школы, другие переходят на коммерческую основу. Но масштабно вопрос не решается.

Перед педагогическими коллективами стоит задача подготовки высококвалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, причем таких специалистов, которые могут работать не только на производстве, но и продолжить обучение в высших учебных заведе­ниях. Усложняется эта задача еще и тем, что педа­гогический коллектив работает и над сохранением контингента студентов.

Повысить успеваемость и снизить процент отчисления студентов на первом курсе можно, решив вопрос адаптации студентов. А решение этого вопроса в изменении методов учебно-воспи­тательной работы на первом курсе.

Изучение работы средних профессиональных учебных заведений показывает, что общее эстети­ческое содержание и оформление помещений, хорошая материальная база учебного заведения — это только основа для успешной адаптации сту­дентов. Решающими же факторами являются:

общий уровень и правильная организация учебно-воспитательного процесса;

налаженные отношения между педагогами — студентами — родителями.

Абсолютное большинство студентов в началь­ный период обучения, как уже говорилось, не замечают никакой разницы между школой и техникумом. Решение вопроса мы видим во вклю­чении в учебный план первого года обучения некоторых дисциплин, не входящих в общеобразо­вательный цикл. Это могут быть факультативные курсы «Введение в специальность», «История развития техники и производства». Для проведе­ния этих курсов можно использовать часы для консультаций.

Но еще более значимым для адаптации, акти­визации учебной деятельности студентов являются даже небольшие различия в содержании общео­бразовательных дисциплин, в частности, физики, химии, информатики — в техникуме, от содержа­ния таковых — в школе. Содержание курса этих дисциплин необходимо пересмотреть с учетом специфики учебного заведения и интегративных связей между общеобразовательными, общетех­ническими и специальными дисциплинами. Это дает наибольший эффект.

Уже с первого курса студент должен приоб­щиться к знаниям, необходимым ему в даль­нейшем для успешного овладения профессией.

Категория: Мои статьи | Добавил: Valerij (01.06.2015)
Просмотров: 352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar