Главная » Статьи » Мои статьи

Использование интегративных связей

Использование интегративных связей

 

В.Г.Иванов, преподаватель физики Уфимского авиационного техникума

 

Источник: Иванов, В.Г. Использование интегративных связей / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 1999. - № 2. – С. 8-9

 

В последнее время стало очевидным, что инте­грация учебного процесса - один из важнейших факторов оптимизации процесса обучения. Необ­ходимость установления интегративных связей, которые гораздо шире чем межпредметные связи, вытекает из педагогических, философских и пси­хологических значений их для совершенствова­ния процесса обучения. Межпредметные связи представляют собой «отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимо­связей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками» (1, с.28). Интегративные связи закрепляют не только взаи­мосвязь, но и взаимопроникновение отдельных учебных дисциплин друг в друга. В психологии и педагогике обоснован вывод о том, что межпред­метные связи являются одним из важных психо­лого—педагогических условий повышения науч­ности и доступности обучения, связи ее с окру­жающей действительностью, активизации позна­вательной деятельности и совершенствования процесса формирования знаний, умений и навы­ков у студентов. Вместе со всем этим интегра­тивные связи способствуют целостному и сис­темному познанию окружающего мира.

Установление интегративных связей необ­ходимо осуществлять на стадии составления учебных планов, программ, учебников и учебных пособий. Это тем более актуально в настоящее время, поскольку впервые в стране вводится государственный образовательный стандарт. На основе временных требований, действующих до введения в действие стандарта 1 сентября 2001 года, необходимо составить такие учебные планы и программы, в которых эти связи были бы установлены. Это позволит модифицировать учебные процессы и избежать дублирования учебных материалов, в конечном итоге это дает возможность высвободить дефицитное учебное время для изучения основного материала учебной дисциплины.

Эти общие положения, относящиеся к исполь­зованию интегративных связей в преподавании любой учебной дисциплины, имеют особо важное значение для курса физики в среднем профессио­нальном учебном заведении, как науки и учебной дисциплины, по крайней мере, по следующим причинам. Во-первых, современная физика пред­ставляет собой фундаментальную науку, на кото­рой базируются практически все общетехниче­ские и специальные дисциплины (в учебных за­ведениях технического профиля), прогресс физи­ки неразрывно связан с достижениями других фундаментальных наук о природе и с достиже­ниями техники. Во-вторых, значение данных физики далеко выходит за пределы собственно фи­зики. В-третьих, курс физики в среднем профес­сиональном учебном заведении, по сравнению с его значением всего процесса обучения, очень мал по объему (максимальное количество часов — 270, вместе с астрономией). Таким образом, установ­ление интегративных связей в преподавании физики приобретает не вспомогательное, а перво­степенное значение. Более того, нам представля­ется возможным и даже необходимым весь про­цесс обучения физике строить на интегративной основе, с учетом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки по каждой специальности.

При этом вся работа преподавателя должна быть направлена на отыскание оптимальных пу­тей реализации интегративных связей, которые бы обеспечивали оптимизацию учебного процесса, давали бы студентам целостное представление об окружающей среде и производстве.

Надо иметь в виду, что интегративные связи не могут быть установлены только в одном направ­лении. Иными словами, осуществление интегра­тивных связей должно быть делом не только пре­подавателя физики, а также и преподавателей общетехнических и специальных дисциплин. При изучении общетехнических и специальных дис­циплин студенты должны не повторять то, что им уже известно, а должны уточнять, совершенст­вовать сформированные ранее знания.

С целью реализации интегративных связей пре­подаватели общетехнических и специальных дисциплин должны знакомиться с содержанием программы по физике, точно также, как и препо­даватель физики должен знать не только программу по физике, но и программу общетехниче­ских и специальных дисциплин. При составлении учебных программ все преподаватели должны работать вместе, в одном направлении. Цель у всех должна быть одна, в конечном итоге получить- составить единую интегративную программу по определенной специальности.

Это позволит усилить преемственность в обу­чении, расширить область применения приобре­тенных знаний; будет способствовать приобрете­нию студентами глубоких теоретических, обще­технических и специальных профессиональных знаний; даст возможность устранить ненужное дублирование учебного материала, то есть будет экономиться учебное время на изучение материа­ла специальной дисциплины, и уменьшить на­грузку на студента. Выполнение всех этих условий способствует подготовке специалиста высокой квалификации, способного умело применять полученные в учебном заведении знания на про­изводстве.

Литература

1. В.Н. Федорова. Межпредметные связи естественно- математических дисциплин. - М.: Просвещение, 1980.


 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Valerij (01.06.2015)
Просмотров: 522 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar