Главная » Статьи » Мои статьи |
Использование интегративных связей
В.Г.Иванов, преподаватель физики Уфимского авиационного техникума
Источник: Иванов, В.Г. Использование интегративных связей / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 1999. - № 2. – С. 8-9
В последнее время стало очевидным, что интеграция учебного процесса - один из важнейших факторов оптимизации процесса обучения. Необходимость установления интегративных связей, которые гораздо шире чем межпредметные связи, вытекает из педагогических, философских и психологических значений их для совершенствования процесса обучения. Межпредметные связи представляют собой «отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками» (1, с.28). Интегративные связи закрепляют не только взаимосвязь, но и взаимопроникновение отдельных учебных дисциплин друг в друга. В психологии и педагогике обоснован вывод о том, что межпредметные связи являются одним из важных психолого—педагогических условий повышения научности и доступности обучения, связи ее с окружающей действительностью, активизации познавательной деятельности и совершенствования процесса формирования знаний, умений и навыков у студентов. Вместе со всем этим интегративные связи способствуют целостному и системному познанию окружающего мира. Установление интегративных связей необходимо осуществлять на стадии составления учебных планов, программ, учебников и учебных пособий. Это тем более актуально в настоящее время, поскольку впервые в стране вводится государственный образовательный стандарт. На основе временных требований, действующих до введения в действие стандарта 1 сентября 2001 года, необходимо составить такие учебные планы и программы, в которых эти связи были бы установлены. Это позволит модифицировать учебные процессы и избежать дублирования учебных материалов, в конечном итоге это дает возможность высвободить дефицитное учебное время для изучения основного материала учебной дисциплины. Эти общие положения, относящиеся к использованию интегративных связей в преподавании любой учебной дисциплины, имеют особо важное значение для курса физики в среднем профессиональном учебном заведении, как науки и учебной дисциплины, по крайней мере, по следующим причинам. Во-первых, современная физика представляет собой фундаментальную науку, на которой базируются практически все общетехнические и специальные дисциплины (в учебных заведениях технического профиля), прогресс физики неразрывно связан с достижениями других фундаментальных наук о природе и с достижениями техники. Во-вторых, значение данных физики далеко выходит за пределы собственно физики. В-третьих, курс физики в среднем профессиональном учебном заведении, по сравнению с его значением всего процесса обучения, очень мал по объему (максимальное количество часов — 270, вместе с астрономией). Таким образом, установление интегративных связей в преподавании физики приобретает не вспомогательное, а первостепенное значение. Более того, нам представляется возможным и даже необходимым весь процесс обучения физике строить на интегративной основе, с учетом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки по каждой специальности. При этом вся работа преподавателя должна быть направлена на отыскание оптимальных путей реализации интегративных связей, которые бы обеспечивали оптимизацию учебного процесса, давали бы студентам целостное представление об окружающей среде и производстве. Надо иметь в виду, что интегративные связи не могут быть установлены только в одном направлении. Иными словами, осуществление интегративных связей должно быть делом не только преподавателя физики, а также и преподавателей общетехнических и специальных дисциплин. При изучении общетехнических и специальных дисциплин студенты должны не повторять то, что им уже известно, а должны уточнять, совершенствовать сформированные ранее знания. С целью реализации интегративных связей преподаватели общетехнических и специальных дисциплин должны знакомиться с содержанием программы по физике, точно также, как и преподаватель физики должен знать не только программу по физике, но и программу общетехнических и специальных дисциплин. При составлении учебных программ все преподаватели должны работать вместе, в одном направлении. Цель у всех должна быть одна, в конечном итоге получить- составить единую интегративную программу по определенной специальности. Это позволит усилить преемственность в обучении, расширить область применения приобретенных знаний; будет способствовать приобретению студентами глубоких теоретических, общетехнических и специальных профессиональных знаний; даст возможность устранить ненужное дублирование учебного материала, то есть будет экономиться учебное время на изучение материала специальной дисциплины, и уменьшить нагрузку на студента. Выполнение всех этих условий способствует подготовке специалиста высокой квалификации, способного умело применять полученные в учебном заведении знания на производстве. Литература 1. В.Н. Федорова. Межпредметные связи естественно- математических дисциплин. - М.: Просвещение, 1980.
| |
Просмотров: 522 | |
Всего комментариев: 0 | |