Главная » Статьи » Мои статьи

Конкурентоспособность образовательной организации как результат конкурентоспособности выпускника

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА

 

COMPETITIVENESS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A RESULT OF THE COMPETITIVENESS OF THE GRADUATE

 

УДК 37.014.53

 

Иванов В.Г. Конкурентоспособность образовательной организации как результат конкурентоспособности выпускника // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 1. С. 776–782

DOI: 10.15372/PEMW20170105

ISSN 2224-1841 (печатный)

 

Аннотация. В российской и мировой педагогике имеется богатый опыт исследования проблем связанных как с конкурентоспособностью, так и формированием компетенций. Различные аспекты проблемы конкурентоспособности образовательных организаций и вопросов интеграции в педагогике разрабатывались многими известными учеными.

Структура представленной системы подготовки компетентных специалистов включает в себя целевой, методологический, содержательный, организационно-процессуальный и результативный компоненты и позволило нам: проанализировать состояние проблемы на современном этапе и на этой основе раскрыть организационно-педагогические условия подготовки компетентных конкурентоспособных специалистов; систематизировать состав и систему формирования и обеспечения конкурентоспособности специалиста для производства в условиях профессиональной школы.

 

Ключевые слова: компетентность, конкурентоспособность, производство, профессиональное образование, профессиональная компетентность, система, модернизация, интеграция, национальное образование.

 

Abstrakt. The author highlights that national and world pedagogics has vast experience in research related to competitiveness and building competencies.

Many famous researchers explored different aspects of competitiveness of educational institutions and integration. The structure of the proposed system of training qualified specialists includes targeted, methodological, comprehensive, organizational and procedural and resultative components. This contributed to analysis of the current situation of the problem and outlining organizational and pedagogicalconditions that are favourable for training qualified competitive specialists; summarizing the content of specialists’ competitiveness for industry within the vocational school.

 

Keywords: competency, competitiveness, industry, professional education, professional competency, system, modernization, integration, national education.

 

Введение. Актуальность заявленной в статье проблемы развития способности образовательных организаций готовить конкурентоспособных выпускников, отвечающих требованиям современного рынка труда, через призму востребованности выпускников, предполагает, в первую очередь, обеспечения взаимодействия главного, основополагающего звена образования – собственно образовательной организации, с производством – потребителем кадров. Формирование и дальнейшее развитие такого уровня подготовки выпускников, который бы отвечал современным требованиям, ставит во главу угла, конкурентоспособность самой образовательной организации. В силу сказанного проблема актуальности разумного сочетания социальных возможностей общества, производства, состояния экономики с состоянием системы профессионального образования выходит на первый план.

Способность системы, составлять конкуренцию себе подобным, во многом зависит от решения проблем обеспечения и совершенствования функциональности федеральных государственных образовательных стандартов, а также методологических, и понятийных проблем проектирования и формирования вариативных профессиональных компетенций. В этом отношении тяжесть решения проблем все больше ложится «на образовательные организации профессионального образования, которые функционируют на стыке производства и профессионального образования» [1, c.38].

Многие вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе, с целью повышения качества подготовки компетентных и в то же время профессионально мобильных специалистов, рассматривались еще в диссертационных исследованиях Н.Ю. Борисовой, В.А. Волкова, Р.И. Гурьяновой, К.К. Мукминшина.

На сегодняшнем этапе развития педагогической науки выявление объективных основ и факторов реорганизации образовательного процесса в свете повышения конкурентоспособности и дальнейшего качественного развития образовательных организаций происходит различными методами (В.М. Демин, В.И. Загвязинский, Г.В. Мухаметзянова и др.).

В научных изысканиях последних лет представляет интерес исследование Э.М. Габитовой, рассматривающей формирование транспрофессиональных компетенций с позиции подготовки компетентных специалистов технического профиля [2].

Актуальность проблемы определена и Е.В. Ткаченко, который обозначил недостатки в организации экспертных оценок продуктов интеллектуальной деятельности в образовании [3]. Востребованность продуктов деятельности, на наш взгляд, может и должен служить стимулом для развития конкурентоспособности, как образовательной организации, так и выпускника.

Меньше всего учеными – исследователями рассматриваются возможности по рационализации образовательного процесса с целью повышения качества подготовки компетентных, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынке труда профессионалов, в котором интегративные возможности рассматривались бы с точки зрения их реализации в определенной, конкретной образовательной среде с учетом положений не только образовательных стандартов, но и профессиональных, в процессе устойчивого развития конкурентоспособной системы образования с учетом опыта, накопленного российской и мировой системой образования.

Ускорение изменений происходящих в современном мире и обществе, обусловливают модернизацию всей государственной системы подготовки кадров в стране. Возникающие противоречия между потребностью отечественной экономики в квалифицированных кадрах и уровнем готовности вузов и колледжей к выполнению своих профессиональных обязанностей показали недостаточную степень разработанности этой проблемы в педагогической науке и позволили нам выявить и представить ряд направлений, организационных, педагогических и экономических, для его развития. В данном случае, способность молодого специалиста быстро адаптироваться к условиям труда на производстве выступает показателем степени конкурентоспособности образовательной организации.

Анализ литературы по исследуемой проблематике позволил выявить, что отсутствуют научные исследования, отражающие способы изменения образовательного процесса в свете выполнения требований образовательных стандартов при формировании компетентности будущих специалистов с точки зрения взаимодействия внешней (производственной) среды и внутренней (образовательной) среды.

Постановка задачи. Развитие современного российского общества, вызвало множество вопросов и требований к системе образования. Важным направлением в повышении способности системы, в целом, и образовательных организаций в частности готовить востребованные кадры является развитие системы дистанционного обучения, обеспечивающей развитие непрерывного образования и повышение доступности обучения путем использования IT-технологий, средств и методов телекоммуникационного доступа к образовательно-информационным ресурсам. Это обусловливает, по мнению Б.М. Кедрова, организационно-педагогическую необходимость перехода организаций профессионального образования на использование модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития и саморазвития личности, системы образования в целом и ее влияния на основные процессы, происходящие в обществе. Опережающее образование, как условие повышения способности образовательных организаций конкурировать с себе подобными, в отличие от традиционного подхода к профессиональному образованию, ориентируется больше на готовность к освоению запросов современного и перспективного рынков труда, а не только на конкретную профессиональную деятельность выпускника.[4].

Традиционно под конкурентоспособностью молодого специалиста принято понимать «показатель качества подготовки и возможность реализации профессиональных и личностных качеств выпускника учебного учреждения в интересах современного производства (организации)» [5, c. 464]. На первый взгляд данное определение охватывает многие аспекты характеристики конкурентоспособности образовательной организации и его потребителей. Однако следует заметить, что приведенная дефиниция преимущественно, хотя и в неполной мере, характеризует только конкурентоспособность молодого специалиста, подготовленного образовательной организацией. А способность молодого специалиста конкурировать с себе подобными, на наш взгляд, это лишь следствие обеспечения конкурентоспособности самой образовательной организации.

Так, Н.К.Нуриев считает, что основной особенностью выпускника профессиональной образовательной организации является его подготовленность к решению любых проблем, связанных с поддержанием, организацией, с созданием инноваций в сфере своей компетенции, с выпуском инновационного (материального или информационного) продукта. Выпускник, который отвечает этим требованиям, является компетентным. Компетентный выпускник востребован сегодня в обществе и потому, что он несет на себе основную тяжесть и ответственность за прогрессирующее обновление всей инфраструктуры общества в целом [6].

Отсюда следует, что рассматриваемая проблема способности образовательной организации конкурировать с себе подобными, это реальная проблема, которую надо рассматривать с учетом потенциальной и реальной возможности подготовки образовательной организацией компетентных специалистов, способных конкурировать на региональном, российском и мировом рынках труда.

Методология и методика исследования. В ходе исследования, кроме анализа нормативно-правовых документов и результатов научных исследований, нами был проведен качественный анализ мониторинга востребованности выпускников и рейтинга образовательных организаций.
Выделение конкурентоспособности образования в качестве самостоятельной составляющей предполагает и необходимость создания механизма оценки ее уровня, определения «запаса прочности» системы, который при возможном негативном изменении политических и экономических управляющих воздействий со стороны государства обеспечивал бы возможность ее функционирования за счет собственных интеллектуальных и материальных ресурсов

Естественно, уровень конкурентоспособности любой системы определяется состоянием ее составляющих: различные комплексы показателей и методики для каждой из составляющих позволяют агрегировать соответствующие уровни конкурентоспособности в общий образовательный уровень в стране.

На этом уровне выходит на передний план непрерывное образование. «Под непрерывным образованием мы понимает деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в развитии общества» [7, с. 6].

Методология исследования основана на использовании метода индикативного анализа конкурентоспособности, разработанного коллективом Уральского отделения РАН для определения уровней экономической, энергетической и научно-технической ее составляющих [8].

Суть этой процедуры сводится к тому, чтобы в процессе анализа конкурентоспособности системы профессионального образования сформировать объекты ее мониторинга, уровень конкурентоспособности которых количественно и качественно определяется индикативными показателями, выполняющими функцию показателей критериального типа, т.е. позволяющими судить об уровне конкурентоспособности конкретного объекта мониторинга.

Индикативные показатели носят синтетический, комплексный характер, а вычисляются на основе первичных показателей, входящих в систему федеральной и/или региональной статистической отчетности и мониторинга. Эти показатели и группируются в блоки диагностирования.

Рассматриваемый подход принципиально отличается от традиционной схемы сравнительного анализа: здесь пороговые уровни индикативных показателей рассматриваются как некоторые пограничные значения, разделяющие качественно различающиеся состояния (уровни) конкурентоспособности нормальное; предкризисное и кризисное.

Первое характеризуется отсутствием дестабилизирующих факторов повышения конкурентоспособности образования или такими слабыми, несущественными влияниями их, которые предусматриваются плановыми действиями менеджмента системы управления, либо регулируются процессами рынка.

Второе характеризуется существенным их влиянием, в результате чего происходит заметное снижение эффективности работы системы, для преодоления которых, необходимо принять срочные меры по их нейтрализации и искоренению.

Третье состояние характеризуется значительным ослаблением способности противостоять дестабилизирующим факторам повышения конкурентоспособности, вследствие чего, для выведения системы из такого положения, требуется и существенная помощь государственных структур, и мобилизация собственных ресурсов, что порой ее уводит далеко в сторону от равновесного состояния.

Принцип экономической целесообразности проявляется во всех сферах жизнедеятельности образовательной организации. Реализация этого принципа определяет экономическую самостоятельность образовательной организации в сложных финансовых условиях.

Результаты. Проведенное нами исследование показало, что одной из наиболее актуальных проблем в повышении способности образовательной организации конкурировать с себе подобными на сегодняшний день является организационно-педагогическая - определяющая необходимость интеграции компетенций выпускаемых специалистов, углубление их профессиональной направленности, позволяющей стать им компетентными и конкурентоспособными специалистами на рынке труда.

В существующих сегодня экономических условиях, с учетом и «санкционных составляющих», как показало проведенное исследование, неизмеримо возрастает роль способности образовательных организаций конкурировать с себе подобными, осуществляющих подготовку таких специалистов, которые были бы способны быстро, прочно и качественно осваивать новые производственные и технологические процессы. В итоге повышение конкурентоспособности образовательных организаций качественно развивает интегративность компетенций будущих специалистов, является непременным и ведущим требованием в системе подготовки компетентных конкурентоспособных специалистов.

В этой связи требуется разработка таких моделей обучения, которые обеспечат конкурентоспособность образовательной организации, с одной стороны, мобильность, высокую квалификацию и конкурентоспособность специалистов с другой. Главная мысль конкурентоспособной образовательной организации в подготовке таких специалистов выражается формулой: «направленный профиль на широкой основе». Это предусматривает разумное сочетание глубины изучения базовых дисциплин со значительной специально-технической подготовкой по новейшим отраслям техники.

Модель личности современного специалиста это иерархическая, многоуровневая система компетенций, обеспечивающая успешное решение профессиональных вопросов, возникающих в процессе трудовой деятельности, а также его самообразование в системе непрерывного профессионального образования.

Все это требует совершенных, экономически обоснованных и целесообразных способов планирования и осуществления конкурентоспособной деятельности образовательных организаций.
Повышение уровня конкурентоспособности образовательных организаций, способности их выпускников конкурировать на рынках труда, требует установления новых взаимоотношений образовательных организаций с производством и бизнесом на основе экономически обоснованных двух, трехсторонних контрактов на подготовку кадров. Это также предопределяет необходимость повышения уровня и способности образовательной организации обеспечить высокую степень качества подготовки компетентных выпускников с учетом условий реального производства, требований работодателей и профстандартов.

Как показывает практика, формирование и развитие профессиональных компетенций, в процессе становления специалиста в образовательной организации, предполагает установления интегративных связей между внешней и внутренней средой [9].

Профессиональная компетентность - это важный критерий в оценке качества подготовки специалистов и находится во взаимосвязи личностных ценностей и его профессиональных качеств, определяющих направленность личности на выполнение профессиональных задач. Как мы уже отмечали, «формирование профессиональной компетентности становится приоритетным направлением в подготовке высококвалифицированного специалиста в системе профессионального образования» [10, с.70].

Результаты нашего исследования согласуются с утверждением Е.В.Ткаченко, который рассматривая интеграцию в профессиональном образовании, выделяет два ее основных «вектора»: интеграция «по горизонтали» и интеграция «по вертикали» [11].

Образовательная организация, в процессе подготовки специалиста в конкретной области формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия внутренней и внешней среды. Как показало наше исследование в этой области, «внутренняя среда реагирует на воздействие внешней среды, развивается под этим воздействием, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы» [12].

Выводы. Исследование показало, что недостаточная гибкость и вариативность в собственной учебно-производственной деятельности, а также необходимость усиления гуманитарного компонента, способствующего возможности образовательной организации в реализации программ развития у студента коммуникативной, экономической, правовой культуры с учетом специфики направления подготовки, определяют требования к повышению общенаучной и профессиональной подготовки через интеграцию формируемых компетенций и связи образования с производством. Последнее, как непременное условие повышения способности образовательной организации конкурировать с себе подобными обеспечивает:

• целостность восприятия многомерного объекта будущей профессиональной деятельности;

• понимание условий интегративности связи фактов и явлений, характерных для общепрофессиональных компетенций в рамках, как конкретного направления подготовки, так и укрупненной группы;

• обеспечивает способность и готовность к формированию интегрированных компетенций.

Как показал мониторинг модернизации профессионального образования, мы сегодня вновь находимся на стадии создания учебно-производственных комплексов, только в современной интерпретации.

Для обеспечения качества подготовки специалистов образовательные организации должны ориентироваться на достижения отечественной системы и на международный уровень конкурентоспособности в одних случаях либо обязательно следовать ему в других. На отечественном рынке труда факторы, связанные с развитием экономики, особенно в условиях действия санкций, вызвали изменение в потребности на специалистов, как в количественном, так и в качественном отношении. Это является не только следствием структурных изменений в экономике, но и ряда перемен, связанных в первую очередь с трудоустройством молодых специалистов, формированием рынка доступного жилья, уменьшением территориальной зависимости.

Способность образовательной организации и его выпускников конкурировать с себе подобными была бы выше, если бы разрабатывая профессиональные образовательные программы, образовательная организация опирались бы не только на свой прошлый опыт, что не всегда обеспечивает эффективности подготовки кадров для будущего, но и ориентировались на развитие экономики и производства, проводила мониторинг востребованных кадров и необходимых им компетенций.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ткаченко Е.В., Штейнберг В.Э. Развитие профессионального образования и дифференциация компетенций как его важная тенденция. Коллективная монография «Актуальные проблемы профессионального и высшего образования» / Авторы-составители: С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. - 242 с. ISBN 978-5-9908442-8-5. С. 37-46.
  2. Габитова Э.М. Формирование транспрофессиональных компетенций специалиста в учреждениях СПО технического профиля // Среднее профессиональное образование. 2012 - №8. – С. 25-27.
  3. Ткаченко Е. В. Роль и назначение экспертных оценок в развитии современного образования // Педагогика – 2015 - №10, С.24-30.

4. Науки и их взаимосвязи: История. Теория. Практика /Б.М. Кедров и др.- М.: Наука, 1988. – 288 с.

5. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. /Под. ред. С.Я. Батышева.- М., АПО. 1998-1999. - /Т.1: А-Л – 568 с. Т.2: М-П. 440 с. Т.3.: Р-Я. – 488 с.

6. Нуриев Н.К. Дидактическое пространство подготовки компетентных специалистов в области программной инженерии. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. – 224 с.

7. Иванов В.Г. Непрерывное профессиональное образование / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2004. - № 5. – С. 6-7.

8. Комплексная методика диагностики экономической безопасности территориальных образований Российской Федерации /Татаркин А.И., Куклин А.А. и др. – Екатеринбург: УрО РАН. 1998. – 120 с.

9. Иванов В.Г. Использование интегративных связей // Среднее профессиональное образование. - 1999. - № 2. - С. 8-9.

10. Иванов В.Г. Формирование профессиональной компетентности / В.Г. Иванов // Наука и образование в XXI веке: сб. научн. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 31 октября 2014 г.: Часть 12. Тамбов, 2014. - С. 69-70.

11. Ткаченко Е.В. Интеграционные процессы в профессиональном образовании. В сб. науч. труд.: Понятийный аппарат педагогики и образования / Отв. ред. М. А. Галагузова. – Вып. 5 - Урал. Гос. Пед. Ун-т. - М.: ВЛАДОС. - 2007. - C. 303-312.

 

REFERENCES

1. Tkachenko E.V., Steinberg V.E. Razvitie professionalnogo obrazovaniya I differentsiatsiya kompetentsiy kak ego vazhnaya tendetsiya.[Development of professional education and differentiation of competencies as an important tendency]. Aktualnye problem professionalnogo i vysshego obrazovaniya [Significant problems of vocational

and higher education]. Moscow, Ekon-Inform Publ., 2016. 242 p.

2. Gabitova E. M. [Transprofessional formation of competences of a specialist in technical vocational institutions]. Srednee professionalnoe obrazovanie = Vocational education, 2012, no 8. pp. 25–27 (In Russ).

3. Tkachenko E.V. [The role and purpose of expert assessment in the development of modern education]. Pedagogika = Pedagoics, 2015, no. 10. pp. 24–30 (in Russ).

4. Kedrov B.M. Nauki i ih vzaimosvyazi: Istoriya. Teoriya. Praktika[Science and their interrelations: History. Theory. Practice]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 288 p.

5. Batyshev S. Ia. Entsiklopediya professionalnogo obrazovaniya[Encyclopedia of professional education]. Moscow, 1998–1999. 586 p.

6. Nuriev N.K. Didakticheskie prostranstvo podgotovki kompetentnyh spetsialistov v oblasti programmnoy inzhenerii[Didactic space of training qualified software engineers]. Kazan, 2005, 224 p.

7. Ivanov V.G. [Lifelong professional learning]. Srednee professionalnoe obrazovanie = Vocational education, 2004, no. 5. pp. 6–7 (in Russ).

8. Tatarkin A.I., Kuklin A.A. Kompleksnaya metodika diagnostiki ekonomicheskoy bezopasnosti territorialnyh obrazovaniy Rossiyskoy Federatsii [Complex methodology of diagnostics of economic security in the areas of Russia]. Yekaterinburg, Ur RAS, 1998. 120 p.

9. Ivanov V.G. [Application of integrative relations]. Srednee professionalnoe obrazovanie = Vocational education, 1999, no.2. pp. 8–9 (in Russ).

10. Ivanov V. G. Formirovanie professionalnoy kompetentnosti[Formation of professional competence]. Nauka i obrazovanie v XXI veke: sb.nauch.tr.po mat-lam Mezhdunar. nauch. – prakt. konf.[Proceedings of Internat.sci.conf “Science and education in XXI century”]. Tambov, 2014. pp. 69–70.

11. Tkachenko E.V. Integratsionny protsessy v professionalnom obrazovanii [Integration processes in professional education]. Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya [The conceptual apparatus of Pedagogics and education]. Moscow, VLADOS Publ., 2007, pp. 303–312.

12. Masalimova A.R., Ivanov V.G. Formation of Graduates’ Professional Competence in Terms of Interaction Between Educational Environment and Production. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, no. 11(9), 2735–2743. doi: 10.12973/ijese.2016.716a.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: val-ivanov (28.03.2017)
Просмотров: 704 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar