Главная » Статьи » Мои статьи |
Междисциплинарные связи в образовательном процессе
В.Г. Иванов, к.п.н., Т.А. Иванова (Уфимский авиационный техникум) Источник: Иванов, В.Г. Междисциплинарные связи в образовательном процессе / В.Г. Иванов, Т.А. Иванова // Среднее профессиональное образование. – 2000. - № 12. – С. 44 - 46
В последнее время стало очевидным, что интеграция учебного процесса — один из важнейших факторов оптимизации процесса обучения. Необходимость осуществления междисциплинарной интеграции, которая гораздо шире, чем межпредметные связи, вытекает из педагогических, философских и психологических значений их для совершенствования процесса обучения. Как отмечает В.Н. Федорова, междисциплинарные связи представляют собой «отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками» (15, с.28). Интеграция закрепляет не только взаимосвязь, но и взаимопроникновение отдельных учебных дисциплин друг в друга. В психологии и педагогике обоснован вывод о том, что междисциплинарные связи являются одним из важных психолого-педагогических условий повышения научности и доступности обучения, связи ее с окружающей действительностью, активизации познавательной деятельности и совершенствования процесса формирования знаний, умений и навыков у учащихся. Вместе со всем этим, интеграция способствует целостному и системному познанию окружающего мира. Установление междисциплинарных связей необходимо осуществлять на стадии составления учебных планов, программ, учебников и учебных пособий. Это тем более актуально в настоящее время, поскольку впервые в стране вводится государственный образовательный стандарт. На основе временных требований, действующих до введения в действие стандарта 1 сентября 2001 года, необходимо составить такие учебные планы и программы, в которых эти связи были бы установлены. Это позволит модифицировать учебные процессы и избежать дублирования учебных материалов, в конечном итоге это дает возможность высвободить дефицитное учебное время для изучения основного материала учебной дисциплины. Эти общие положения, относящиеся к использованию интегративных связей в преподавании любой учебной дисциплины, имеют особо важное значение для курса физики в среднем профессиональном учебном заведении, как науки и учебной дисциплины, по крайней мере, по следующим причинам. Во-первых, современная физика представляет собой фундаментальную науку, на которой базируются практически все общетехнические и специальные дисциплины (в учебных заведениях технического профиля), прогресс физики неразрывно связан с достижениями других фундаментальных наук о природе и с достижениями техники. Во-вторых, значение данных физики далеко выходит за пределы собственно физики. В-третьих, курс физики в среднем профессиональном учебном заведении, по сравнению с его значением для всего процесса обучения, очень мал по объему (максимальное количество часов — 270, вместе с астрономией). Таким образом, установление интегративных связей в преподавании физики приобретает не вспомогательное, а первостепенное значение. Более того, нам представляется возможным и даже необходимым, весь процесс обучения физике строить на ин- тегративной основе, с учетом Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки по каждой специальности. При этом вся работа преподавателя должна быть направлена на отыскание оптимальных путей реализации межпредметной интеграции, которая бы обеспечивала оптимизацию учебного процесса, давала бы студентам целостное представление об окружающей среде и производстве. Надо иметь в виду, что интеграция не может быть осуществлена только в одном направлении. Иными словами, осуществление междисциплинарной интеграции должно быть делом не только преподавателя физики, а также и преподавателей общетехнических и специальных дисциплин. При изучении общетехнических и специальных дисциплин, студенты должны не повторять то, что им уже известно, а должны уточнять, совершенствовать сформированные ранее знания. С целью реализации междисциплинарной интеграции преподаватели общетехнических и специальных дисциплин должны знакомиться с содержанием программы по физике, точно так же, как и преподаватель физики должен знать не только программу по физике, но и программы общетехнических и специальных дисциплин. При составлении учебных программ все преподаватели должны работать вместе, в одном направлении. Цель у всех должна быть одна, в конечном итоге получить-составить единую инте- гративную программу по определенной специальности. Это позволит усилить преемственность в обучении, расширить область применения приобретенных знаний; будет способствовать приобретению студентом глубоких теоретических, общетехнических и специальных профессиональных знаний; даст возможность устранить ненужное дублирование учебного материала, то есть экономить учебное время на изучение материала специальной дисциплины, и уменьшить нагрузку на студента. Выполнение всех этих условий способствует подготовке специалиста высокой квалификации, способного умело применять полученные в учебном заведении знания на производстве. Проблемой междисциплинарных связей в обучении педагогическая наука занималась с начала становления школы, но особенно основательно в последние полтора -два десятилетия. В работах И.Д. Зверева (5), В.Н. Максимовой (9), В.Н Федоровой (15), В.М. Монахова (11), П.Т. Кулагина (7), Н.А. Лошкаревой (8), О.Д. Шабалина (17) и других по исследованию междисциплинарных связей установлено, что в результате отражения в обучении процессов дифференциации и интеграции наук принцип междисциплинар- ности стал одним из ведущих дидактико-методологичес- ких принципов. Проблемы междисциплинарных связей отражены в ряде работ ученых-педагогов, психологов, физиологов, методистов Б.Г. Ананьева (1), С.Я. Батышева (2), А.П. Беляевой (3), Н.Ф. Борисенко (4), Е.Н. Кабановой-Меллер (6), М.И. Махмутова (10), JI.B. Савельевой (12), Ю.А. Самарина (13), М.Н. Скаткина (14), В.Н. Федоровой (15), О.Ф. Федоровой (16) и других. Большое внимание реализации междисциплинарных связей в области среднего профессионального образования уделено во многочисленных работах и публикациях Самойленко П.И. и Сергеева А.В. В их работах рассматривались структура и классификация междисциплинарных связей, природа их происхождения и функционирования, научное обоснование и выявление факторов осуществления связей в образовательном процессе, теоретическое осмысление междисциплинарных связей как общедидактического принципа содержания образования и процесса обучения, раскрытие их роли в умственной деятельности учащихся, изучение путей реализации связей между отдельными учебными дисциплинами в учебно-воспитательном процессе. В плане рассматриваемых задач особый интерес вызывает статья М.И. Махмутова «Взаимосвязь общего и профессионального образования» (10). Автором подчеркивается, что междисциплинарные связи легко устанавливаются на уровне «близкородственных» понятий, тем, разделов учебных дисциплин и способствуют более осознанному усвоению знаний учащимися. В то же время они не обеспечивают систематической связи. Однако опытная проверка возможностей междисциплинарных связей не показала существенных изменений ни на уровне усвоения знаний, ни в характере мотивов учения, ни на уровне развития личности.Это и служит причиной выдвижения на первый план концепции взаимосвязи общего и профессионального образования, которая обеспечивается не только средствами межпредметных связей, но и путем использования специфических принципов — политехнизма, профессиональной направленности, про- блемности, преемственности и др. Но и реализация идей взаимосвязи, несмотря на некоторые успехи, повысило качество знаний учащихся, уровень их развитости и воспитанности незначительно. И как решение задачи поднятия уровня образования и воспитания в профессиональной школе появилась третья гипотеза: решение задачи возможно при условии построения целостного процесса обучения на основе интеграции и дифференциации научного знания. Интеграция общих и специальных технических знаний объявляется важным условием совершенствования политехнического образования, которое в свою очередь называется системообразующим фактором единой школы. С опорой на достижения науки в педагогике профтехобразования междисциплинарные связи рассмотрены на основе органического единства общеобразовательной и профессиональной подготовки. Междисциплинарные связи как дидактическое средство являются многомерным, системным объектом исследования. Системный анализ предполагает изучение состава, структуры, функций межпредметных связей и их отношение к другим системным объектам дидактики, прежде всего, к учебным предметам и процессу обучения. Отношение «учебная дисциплина — межпредметные связи — интеграция процесса обучения» носит диалектический характер. Междисциплинарные связи, выражающие интеграцию учебного знания, предусматривают совмещение различных элементов учебных программ. Отсюда вытекает необходимость исключения противоречий в трактовке одних и тех же законов, понятий и явлений, дублирования. Как показывает практика, использование междисциплинарных связей способствует целостности получаемых студентами знаний, но растянуто во времени. Хотя систематическое и целенаправленное их использование помогает усвоению приобретаемых знаний, овладению студентами способами их использования, пониманию единства науки и техники.
Литература
| |
Просмотров: 8646 | |
Всего комментариев: 0 | |