Главная » Статьи » Мои статьи

Междисциплинарные связи в образовательном процессе

Междисциплинарные связи в образовательном процессе

 

В.Г. Иванов, к.п.н., Т.А. Иванова (Уфимский авиационный техникум)

Источник: Иванов, В.Г. Междисциплинарные связи в образовательном процессе / В.Г. Иванов, Т.А. Иванова // Среднее профессиональное образование. – 2000. - № 12. – С. 44 - 46

 

В последнее время стало очевидным, что интеграция учебного процесса — один из важнейших факторов оптимизации процесса обучения. Необходимость осуществления междисциплинарной интеграции, которая гораздо шире, чем межпредметные связи, вытекает из педагогических, философских и психологических значений их для совершенствования процесса обучения. Как отмечает В.Н. Федорова, междисциплинарные связи представляют собой «отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками» (15, с.28). Ин­теграция закрепляет не только взаимосвязь, но и взаимо­проникновение отдельных учебных дисциплин друг в дру­га. В психологии и педагогике обоснован вывод о том, что междисциплинарные связи являются одним из важных психолого-педагогических условий повышения научнос­ти и доступности обучения, связи ее с окружающей дей­ствительностью, активизации познавательной деятельно­сти и совершенствования процесса формирования знаний, умений и навыков у учащихся. Вместе со всем этим, ин­теграция способствует целостному и системному познанию окружающего мира.

Установление междисциплинарных связей необходи­мо осуществлять на стадии составления учебных планов, программ, учебников и учебных пособий. Это тем более актуально в настоящее время, поскольку впервые в стра­не вводится государственный образовательный стандарт. На основе временных требований, действующих до введе­ния в действие стандарта 1 сентября 2001 года, необходи­мо составить такие учебные планы и программы, в кото­рых эти связи были бы установлены. Это позволит моди­фицировать учебные процессы и избежать дублирования учебных материалов, в конечном итоге это дает возмож­ность высвободить дефицитное учебное время для изуче­ния основного материала учебной дисциплины.

Эти общие положения, относящиеся к использованию интегративных связей в преподавании любой учебной дис­циплины, имеют особо важное значение для курса физи­ки в среднем профессиональном учебном заведении, как науки и учебной дисциплины, по крайней мере, по следу­ющим причинам. Во-первых, современная физика пред­ставляет собой фундаментальную науку, на которой бази­руются практически все общетехнические и специальные дисциплины (в учебных заведениях технического профи­ля), прогресс физики неразрывно связан с достижениями других фундаментальных наук о природе и с достижени­ями техники. Во-вторых, значение данных физики дале­ко выходит за пределы собственно физики. В-третьих, курс физики в среднем профессиональном учебном заведении, по сравнению с его значением для всего процесса обуче­ния, очень мал по объему (максимальное количество ча­сов — 270, вместе с астрономией). Таким образом, установ­ление интегративных связей в преподавании физики при­обретает не вспомогательное, а первостепенное значение. Более того, нам представляется возможным и даже необ­ходимым, весь процесс обучения физике строить на ин- тегративной основе, с учетом Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки по каждой специальности.

При этом вся работа преподавателя должна быть на­правлена на отыскание оптимальных путей реализации межпредметной интеграции, которая бы обеспечивала оп­тимизацию учебного процесса, давала бы студентам цело­стное представление об окружающей среде и производст­ве.

Надо иметь в виду, что интеграция не может быть осу­ществлена только в одном направлении. Иными словами, осуществление междисциплинарной интеграции должно быть делом не только преподавателя физики, а также и пре­подавателей общетехнических и специальных дисциплин. При изучении общетехнических и специальных дисцип­лин, студенты должны не повторять то, что им уже изве­стно, а должны уточнять, совершенствовать сформирован­ные ранее знания.

С целью реализации междисциплинарной интеграции преподаватели общетехнических и специальных дисцип­лин должны знакомиться с содержанием программы по фи­зике, точно так же, как и преподаватель физики должен знать не только программу по физике, но и программы об­щетехнических и специальных дисциплин. При составле­нии учебных программ все преподаватели должны рабо­тать вместе, в одном направлении. Цель у всех должна быть одна, в конечном итоге получить-составить единую инте- гративную программу по определенной специальности.

Это позволит усилить преемственность в обучении, рас­ширить область применения приобретенных знаний; будет способствовать приобретению студентом глубоких теоретических, общетехнических и специальных профес­сиональных знаний; даст возможность устранить ненуж­ное дублирование учебного материала, то есть экономить учебное время на изучение материала специальной дисцип­лины, и уменьшить нагрузку на студента. Выполнение всех этих условий способствует подготовке специалиста высо­кой квалификации, способного умело применять получен­ные в учебном заведении знания на производстве.

Проблемой междисциплинарных связей в обучении пе­дагогическая наука занималась с начала становления шко­лы, но особенно основательно в последние полтора -два де­сятилетия. В работах И.Д. Зверева (5), В.Н. Максимовой (9), В.Н Федоровой (15), В.М. Монахова (11), П.Т. Кулагина (7), Н.А. Лошкаревой (8), О.Д. Шабалина (17) и других по ис­следованию междисциплинарных связей установлено, что в результате отражения в обучении процессов диффе­ренциации и интеграции наук принцип междисциплинар- ности стал одним из ведущих дидактико-методологичес- ких принципов.

Проблемы междисциплинарных связей отражены в ря­де работ ученых-педагогов, психологов, физиологов, ме­тодистов Б.Г. Ананьева (1), С.Я. Батышева (2), А.П. Беля­евой (3), Н.Ф. Борисенко (4), Е.Н. Кабановой-Меллер (6), М.И. Махмутова (10), JI.B. Савельевой (12), Ю.А. Самари­на (13), М.Н. Скаткина (14), В.Н. Федоровой (15), О.Ф. Фе­доровой (16) и других. Большое внимание реализации меж­дисциплинарных связей в области среднего профессио­нального образования уделено во многочисленных рабо­тах и публикациях Самойленко П.И. и Сергеева А.В. В их работах рассматривались структура и классификация междисциплинарных связей, природа их происхождения и функционирования, научное обоснование и выявление факторов осуществления связей в образовательном про­цессе, теоретическое осмысление междисциплинарных свя­зей как общедидактического принципа содержания обра­зования и процесса обучения, раскрытие их роли в умст­венной деятельности учащихся, изучение путей реализа­ции связей между отдельными учебными дисциплинами в учебно-воспитательном процессе.

В плане рассматриваемых задач особый интерес вызы­вает статья М.И. Махмутова «Взаимосвязь общего и про­фессионального образования» (10). Автором подчеркива­ется, что междисциплинарные связи легко устанавливают­ся на уровне «близкородственных» понятий, тем, разделов учебных дисциплин и способствуют более осознанному ус­воению знаний учащимися. В то же время они не обеспе­чивают систематической связи.

Однако опытная проверка возможностей междисцип­линарных связей не показала существенных изменений ни на уровне усвоения знаний, ни в характере мотивов уче­ния, ни на уровне развития личности.Это и служит при­чиной выдвижения на первый план концепции взаимосвя­зи общего и профессионального образования, которая обес­печивается не только средствами межпредметных связей, но и путем использования специфических принципов — политехнизма, профессиональной направленности, про- блемности, преемственности и др. Но и реализация идей взаимосвязи, несмотря на некоторые успехи, повысило ка­чество знаний учащихся, уровень их развитости и воспи­танности незначительно. И как решение задачи поднятия уровня образования и воспитания в профессиональной школе появилась третья гипотеза: решение задачи возмож­но при условии построения целостного процесса обучения на основе интеграции и дифференциации научного зна­ния. Интеграция общих и специальных технических зна­ний объявляется важным условием совершенствования по­литехнического образования, которое в свою очередь на­зывается системообразующим фактором единой школы.

С опорой на достижения науки в педагогике профте­хобразования междисциплинарные связи рассмотрены на основе органического единства общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Междисциплинарные связи как дидактическое сред­ство являются многомерным, системным объектом ис­следования. Системный анализ предполагает изучение со­става, структуры, функций межпредметных связей и их от­ношение к другим системным объектам дидактики, преж­де всего, к учебным предметам и процессу обучения. От­ношение «учебная дисциплина — межпредметные связи — интеграция процесса обучения» носит диалектический ха­рактер.

Междисциплинарные связи, выражающие интеграцию учебного знания, предусматривают совмещение различ­ных элементов учебных программ. Отсюда вытекает необ­ходимость исключения противоречий в трактовке одних и тех же законов, понятий и явлений, дублирования.

Как показывает практика, использование междисцип­линарных связей способствует целостности получаемых студентами знаний, но растянуто во времени. Хотя систе­матическое и целенаправленное их использование помо­гает усвоению приобретаемых знаний, овладению студен­тами способами их использования, пониманию единства науки и техники.

 

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: изд-во ЛГУ, 1961. — 201 с.

  2. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников в услови­ях научно-технической революции. М.: Высш.шк., 1974. — 132 с.

  3. Беляева А.П. Взаимосвязь общеобразовательной и профес­сиональной подготовки в средних профтехучилищах //Пробле­ма подготовки квалифицированных рабочих со средним образо­ванием в ПТУ. Л.: Высш.шк., 1979. — с. 37-40.

  4. Борисенко Н.Ф. Об основах межпредметных связей. //Сов.пед.,- 1971. - № 11. - с. 24-31.

  5. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. - 64 с.

  6. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умствен­ной деятельности и умственное развитие учащихся — М.: Про­свещение, 1968. — 288 с.

  7. Кулагин П.Т. К проблеме принципов обучения //Сов. пед. 1981,- N° 8.-с.10-16.

  8. Лошкарева Н.А. О понятиях и видах межпредметных свя­зей // Сов. пед. - 1972. - № 6. - с.48-56.

  9. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствова­ние процесса обучения — М.: Просвещение, 1984. — 143 с.

  10. Махмутов М.И. Взаимосвязь общего и профессионально­го образования //Сов. пед. — 1984. — № 4. — с.31 — 37.

  11. Монахов В.М. Учебный процесс с использованием меж­предметных связей в ПТУ: Методическое пособие. — М.: Высш. шк., 1985.-c.207.

  12. Савельева Л.В. Межпредметные связи в средних профте­хучилищах строительного профиля — М.: Выс.шк.1984. — 72 с.

  13. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 111 с.

  14. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения — М.: Педагогика, 1971. — 103 с.

  15. Федорова В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин // Межпредметные связи естест­венно-математических дисциплин — М.: Просвещение, 1980. — с. 3-39.

  16. Федорова О.Ф. Педагогические основы взаимосвязи про­фессионального и общего образования рабочей молодежи // Со­вершенствование процесса обучения рабочей молодежи: Проф- педагогика. /Под ред. О.Ф. Федоровой — М.: Высш. шк. 1982.

  17. Шебалин О.Д. Политехническая подготовка в структуре среднего специального образования //Сред.проф.обр. — 1998. — №4. - с. 42-45.

Категория: Мои статьи | Добавил: Valerij (01.06.2015)
Просмотров: 8646 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar