Главная » Статьи » Мои статьи

Межкультурные коммуникации в системе профессионального образования

Межкультурные коммуникации в системе профессионального образования

Источник: Иванов, В.Г. Межкультурные коммуникации в системе профессионального образования / В.Г. Иванов // Россия глазами народов Сибири: диалог и взаимодействие.  Материалы регион. науч.-практ. конф.  (Новосибирск, 13-14 ноября 2014 г.) / Научн.ред. Баяртуева Е.П. Новосибирск: [Б/и], 2014. – С. 87-88

Современные процессы интеграции разных сфер человеческой жизнедеятельности, отражающиеся во множественных профессиональных и личностных контактах представителей разных культур в том числе и в процессе обучения, диктуют необходимость развития межкультурных коммуникаций. Систематизация знаний, направленных на эффективное взаимодействие в условиях межкультурной коммуникации должны обеспечить подготовку специалистов нового уровня, имеющих высокую профессиональную компетентность и конкурентоспособный уровень квалификации внутри ШОС и на международном рынке труда.

Актуальность вопроса о современных межкультурных коммуникациях на современном этапе обусловлено так же развитием коммуникативно-образовательного базиса гуманитарного пространства Университета ШОС, формированием и структурированием сферы межкультурного взаимодействия в рамках деятельности ШОС. Университет ШОС стал важнейшим инструментом многостороннего взаимодействия в области образования на пространстве ШОС.

Выбор стратегий и технологий межкультурного взаимодействия носителей культур не должно быть произвольным, а объективно задаваться системой координат культуры в пределах сферы реализации образовательных стратегий. Стратегии межкультурной коммуникации различаются по целям и основным сценариям осуществления. Изучение их с точки зрении этнокультурных различий, выражающихся и в особенностях образовательных систем коммуникантов из стран членов ШОС, дает возможность более точно выделить и интерпретировать наиболее значимые разновидности, проявляющиеся в способах и формах реализации межкультурного взаимодействия  в процессе профессионального обучения, обусловливающие его специфику при обмене студентами.

Межкультурная коммуникация в студенческой среде характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры (вспомним Эсперанто (Esperanto) — самый распространённый искусственный (точнее, плановый) язык, созданный варшавским окулистом Лазарем Марковичем Заменгофом в 1887 году.)

При этом одним из возможных средств обучения межкультурной коммуникации является академическая мобильность. Академическая мобильность - неотъемлемая форма существования интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении в пространстве социальных, экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей, это возможность студентов самим формировать свою образовательный  маршрут, в рамках расширившихся образовательных стандартов выбирать предметы, курсы, учебные заведения в соответствии со своими склонностями и устремлениями. Академическая мобильность - одна из важнейших сторон процесса интеграции вузов стран членов ШОС в единое надгосударственное образовательное пространство. Академическую мобильность в Университете ШОС нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами учебных заведений стран участников. 

Академическая мобильность студентов Университета ШОС - исключительно важный для их личностного и профессионального развития процесс, так как каждый студент, задействованный в программе обмена, сталкивается с необходимостью анализа и решения образовательных задач и жизненных ситуаций  с позиции собственной и «чужой» культуры. При обучении в ВУЗе другой страны, нахождении в другой культуре они будут являться не только объектами воздействия на них определенных культурных традиций, норм, ценностей, но и субъектами, трансляторами своей культуры в другое общество. По завершению обучения они получат не только новые знания для себя, но и смогут быть носителями этих знаний и элементов «другой» культуры для окружающих людей.

Отсюда вытекает необходимость развития в участниках обмена таких качеств как умение выбирать пути взаимодействия с окружающими людьми другой культуры; способность мыслить в сравнительном аспекте; способность к межкультурной коммуникации; способность изменять самовосприятие; способность рассматривать свою страну в кросскультурном аспекте; знание о других культурах, изученных изнутри и др.

Можно сделать вывод, что коммуникативность студентов является важным и целесообразным процессом как для общественного развития и становления, так и для личностного формирования и образования. Способности молодого поколения проявлять терпимость, уважать иные культурные и социальные особенности, понимать волю и желания друг друга, сотрудничать друг с другом, искать и находить пути урегулирования социокультурных конфликтов вероятно только на основе межъязыкового и межкультурного взаимопонимания и взаимодействия. Это возможно только на основе понимания и уважения социокультурных различий народов и практического осуществления основополагающих принципов межкультурной коммуникации.

Изучение концептуальных основ межкультурных стратегий и технологий, эффективных и перспективных тактик и механизмов коммуникации в рамках ШОС — одна из важных стратегических задач отечественной гуманитарной науки, имеющая не только теоретическое, но и практическое значение. Исследование современных коммуникативных отношений в пространстве межкультурного взаимодействия стран членов ШОС представляется актуальным и в связи с разработкой концепции инновационно-образовательных программ.

Таким образом межкультурная коммуникация студентов должна быть выделена как важный компонент высшего образования. Обучение студентов вуза необходимо осуществлять в духе диалога культур, развивая у них способность проникновения в ценности культуры других народов, воспитание терпимого отношения к инакомыслию, представителям другой нации.

Категория: Мои статьи | Добавил: Valerij (10.11.2015)
Просмотров: 391 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar