Главная » Статьи » Мои статьи

Непрерывное профессиональное образование

Непрерывное профессиональное образование

 

В. Г. Иванов, зам. директора Уфимского авиатехникума, канд. пед. наук

 

Источник: Иванов, В.Г. Непрерывное профессиональное образование / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2004. - № 5. – С. 6-7

Система непрерывного образования как одно из важ­нейших условий, призванное обеспечить взаимодействие всех факторов образования человека, должно стать одним из главных направлений в реформировании образования. Ведущая роль в этой системе принадлежит профессиональ­ному образованию, которое закладывает основы развития личности и обеспечивает базу для профессиональной де­ятельности и самообразования. В системе непрерывного образования очень важно самообразование, поэтому необ­ходимо развивать умение человека самостоятельно овла­девать знаниями, осуществлять поиск информации, рабо­тать с ее источниками и т.д.

На сегодняшний день непрерывное образование рас­сматривается как постоянная составляющая всей жизни че­ловека начиная с раннего возраста. Хотя первоначально идея непрерывного образования разрабатывалась как про­блема образования взрослых. При этом учитывались тези­сы современной психологии о том, что развитие человека не ограничивается рамками детства, а продолжается на про­тяжении всей жизни, и тем успешнее, чем квалифициро­ваннее помощь, которую он получает извне. Предполага­лось, что непрерывное образование облегчит человеку пе­ремену социальных ролей в разные периоды жизни, под­держит и улучшит качество индивидуальной и коллектив­ной жизни путем личностного, социального и професси­онального развития.

Непрерывное образование — это деятельность челове­ка, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая фор­мирование умения учиться и подготовку к исполнению раз­нообразных социальных и профессиональных обязанно­стей, а также к участию в развитии общества.

Среди множества принципов непрерывного образова­ния на первое место необходимо выдвинуть принцип бы­строго реагирования образовательной системы на особен­ности развития экономики страны и региона, а также ин­тересов различных категорий населения. Но при этом не­обходимо руководствоваться разумной достаточностью. Что это значит? На наш взгляд, при всей демократичности си­стемы образования, главенствующая роль государства в си­стеме профессионального образования должна остаться и заключаться в регулировании подготовки специалистов в соответствии с потребностями экономики и перспектива­ми развития общества. Таким образом, государство через органы управления образованием должно согласовывать подготовку специалистов различных уровней с органами планирования экономического развития. Смысл сказан­ного заключается в том, чтобы не получилось ситуации, схо­жей с ситуацией подготовки специалистов по экономиче­ским и юридическим специальностям, где «перепроизвод­ство» специалистов привело к росту безработицы и, как следствие, вызвало дополнительные расходы государства по выплате пособий и профессиональной переподготовке невостребованных выпускников. Этот процесс происходит на глобальном уровне: образование все в большей степе­ни привязывается к экономике.

Связь между учебными заведениями и работодателя­ми легче устанавливается там, где имеется высокооргани­зованная структура промышленности. Имеющийся опыт должен адаптироваться к потребностям рыночной эконо­мики, должны быть найдены и установлены качественно новые связи с экономическими структурами, и лучше все­го на уровне региона, поскольку еще не сформирована единая федеральная концепция непрерывного образова­ния.

При этом мы не должны забывать и другой принцип — широкий демократизм образовательной системы, доступ­ность, открытость любой ступени и формы образования каждому желающему. Но открывая новые учебные заведе­ния или новые специальности в существующих учебных за­ведениях, государство должно руководствоваться в первую очередь потребностью в таких специалистах, а не желани­ем учредителей иметь выгоду сегодня.

И если производится подготовка специалистов в сред­них специальных учебных заведениях, то обязательно долж­на быть родственная специальность и в высших учебных заведениях.

В настоящее время определяющими тенденциями раз­вития системы профессионального образования выступа­ют непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация, плюрализация образова­ния и др.

Все эти тенденции обладают свойством взаимосвязи и взаимопроникновения. При этом доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими пе­ред каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессу непрерывного развития социально-экономической структуры общества.

Вообще идея непрерывного, или, как раньше называ­ли, пожизненного обучения, возникла в далеком прошлом. Первые намеки по поводу необходимости учиться посто­янно содержатся в древних писаниях Библии, Коране, в вы­сказываниях Платона, Аристотеля, в народных изречени­ях типа «Век живи — век учись». Предтечей современных представлений о непрерывном образовании стали педаго­гические взгляды Я.А. Коменского. В трактате «Всеобщий совет исправления дел человеческих» ученый писал: «Как для всякого рода человеческого весь мир — это школа от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь — школа от колыбели до гроба; мало сказать вместе с Се­некой: «Учиться ни в каком возрасте не поздно», но надо говорить: каждый возраст предназначен для учения, и од­ни и те же пределы отведены человеческой жизни и чело­веческой школе».

Да, идея непрерывного образования возникла в дале­ком прошлом, но острую необходимость в ее реализации человечество стало испытывать в конце ХХ - начале XXI в. Это объясняется динамичностью социально-экономиче­ского и духовного развития современного общества. Что­бы соответствовать требованиям стремительно меняюще­гося общества, не оказаться за бортом жизни, человек дол­жен постоянно пополнять, расширять, уточнять багаж сво­их знаний, повышать общую и профессиональную куль­туру, развивать свой творческий потенциал.

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Valerij (01.06.2015)
Просмотров: 421 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar