Главная » Статьи » Мои статьи |
Непрерывное профессиональное образование
В. Г. Иванов, зам. директора Уфимского авиатехникума, канд. пед. наук
Источник: Иванов, В.Г. Непрерывное профессиональное образование / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2004. - № 5. – С. 6-7 Система непрерывного образования как одно из важнейших условий, призванное обеспечить взаимодействие всех факторов образования человека, должно стать одним из главных направлений в реформировании образования. Ведущая роль в этой системе принадлежит профессиональному образованию, которое закладывает основы развития личности и обеспечивает базу для профессиональной деятельности и самообразования. В системе непрерывного образования очень важно самообразование, поэтому необходимо развивать умение человека самостоятельно овладевать знаниями, осуществлять поиск информации, работать с ее источниками и т.д. На сегодняшний день непрерывное образование рассматривается как постоянная составляющая всей жизни человека начиная с раннего возраста. Хотя первоначально идея непрерывного образования разрабатывалась как проблема образования взрослых. При этом учитывались тезисы современной психологии о том, что развитие человека не ограничивается рамками детства, а продолжается на протяжении всей жизни, и тем успешнее, чем квалифицированнее помощь, которую он получает извне. Предполагалось, что непрерывное образование облегчит человеку перемену социальных ролей в разные периоды жизни, поддержит и улучшит качество индивидуальной и коллективной жизни путем личностного, социального и профессионального развития. Непрерывное образование — это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в развитии общества. Среди множества принципов непрерывного образования на первое место необходимо выдвинуть принцип быстрого реагирования образовательной системы на особенности развития экономики страны и региона, а также интересов различных категорий населения. Но при этом необходимо руководствоваться разумной достаточностью. Что это значит? На наш взгляд, при всей демократичности системы образования, главенствующая роль государства в системе профессионального образования должна остаться и заключаться в регулировании подготовки специалистов в соответствии с потребностями экономики и перспективами развития общества. Таким образом, государство через органы управления образованием должно согласовывать подготовку специалистов различных уровней с органами планирования экономического развития. Смысл сказанного заключается в том, чтобы не получилось ситуации, схожей с ситуацией подготовки специалистов по экономическим и юридическим специальностям, где «перепроизводство» специалистов привело к росту безработицы и, как следствие, вызвало дополнительные расходы государства по выплате пособий и профессиональной переподготовке невостребованных выпускников. Этот процесс происходит на глобальном уровне: образование все в большей степени привязывается к экономике. Связь между учебными заведениями и работодателями легче устанавливается там, где имеется высокоорганизованная структура промышленности. Имеющийся опыт должен адаптироваться к потребностям рыночной экономики, должны быть найдены и установлены качественно новые связи с экономическими структурами, и лучше всего на уровне региона, поскольку еще не сформирована единая федеральная концепция непрерывного образования. При этом мы не должны забывать и другой принцип — широкий демократизм образовательной системы, доступность, открытость любой ступени и формы образования каждому желающему. Но открывая новые учебные заведения или новые специальности в существующих учебных заведениях, государство должно руководствоваться в первую очередь потребностью в таких специалистах, а не желанием учредителей иметь выгоду сегодня. И если производится подготовка специалистов в средних специальных учебных заведениях, то обязательно должна быть родственная специальность и в высших учебных заведениях. В настоящее время определяющими тенденциями развития системы профессионального образования выступают непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация, плюрализация образования и др. Все эти тенденции обладают свойством взаимосвязи и взаимопроникновения. При этом доминирование каждой из них обусловлено конкретными задачами, стоящими перед каждым из звеньев системы образования, их уровнем развития и адаптации к процессу непрерывного развития социально-экономической структуры общества. Вообще идея непрерывного, или, как раньше называли, пожизненного обучения, возникла в далеком прошлом. Первые намеки по поводу необходимости учиться постоянно содержатся в древних писаниях Библии, Коране, в высказываниях Платона, Аристотеля, в народных изречениях типа «Век живи — век учись». Предтечей современных представлений о непрерывном образовании стали педагогические взгляды Я.А. Коменского. В трактате «Всеобщий совет исправления дел человеческих» ученый писал: «Как для всякого рода человеческого весь мир — это школа от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь — школа от колыбели до гроба; мало сказать вместе с Сенекой: «Учиться ни в каком возрасте не поздно», но надо говорить: каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены человеческой жизни и человеческой школе». Да, идея непрерывного образования возникла в далеком прошлом, но острую необходимость в ее реализации человечество стало испытывать в конце ХХ - начале XXI в. Это объясняется динамичностью социально-экономического и духовного развития современного общества. Чтобы соответствовать требованиям стремительно меняющегося общества, не оказаться за бортом жизни, человек должен постоянно пополнять, расширять, уточнять багаж своих знаний, повышать общую и профессиональную культуру, развивать свой творческий потенциал.
| |
Просмотров: 421 | |
Всего комментариев: 0 | |