Главная » Статьи » Мои статьи |
Объективные основы интеграции общего и специального технического образования В. Г. Иванов, зам. директора, почетный работник СПО РФ, канд. пед. наук Источник: Иванов, В.Г. Объективные основы интеграции общего и специального технического образования / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2001. - № 5. – С. 29 – 31.
Особенные отношения сложились у интеграции общего и специального технического образования с межпредметными связями. Анализ литературы позволяет говорить о самых различных формах их взаимоотношении. Выделим наиболее существенные из них:
Взаимосвязь, а тем более интеграция, понятия более широкие, чем МПС. Межпредметные связи — это связь между разными учебными дисциплинами, а интеграция — это закономерность развития двух видов образования и организации процесса обучения в условиях сочетания общего и специального технического образования. Интеграция, связь двух видов образования, шире понятия связи знаний разных наук между собой, связи, например, разных тем и разделов физики с темами и разделами курса электротехники и специальной технологии. Междисциплинарная интеграция выступает и как условие всестороннего развития личности студента (через формирование целостной системы знаний), и как средство повышения уровня общего образования в профессиональной школе, и как условие сближения и объединения общего и специального технического образования.
«Координация — это согласование учебных программ по родственным предметам с точки зрения общности трактовки изучаемых понятий, явлений, процессов и времени их изучения, т.е. тщательно разработанная взаимосвязь учебных предметов (межпредметные связи в узком смысле), которая способствует интеграции знаний». Последний подход, где прослеживается специфика интеграции, ее качественное своеобразие, на наш взгляд, является наиболее продуктивным. В рамках такого подхода формулируется основной признак интеграции на содержательно-предметном уровне: слияние в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов. Именно этот критерий лежит в основе определения интегрированной учебной дисциплины. Эти составные элементы знаний в интегрированной учебной дисциплине теряют структурную самостоятельность. Со своей стороны, комплексные учебные дисциплины объединяют несколько элементов науки, но таким образом, что составляющие элементов не «растворяются» и не «смешиваются» внутри данной учебной дисциплины, наглядно сохраняют свою самостоятельность. Межпредметные связи легко устанавливаются на уровне понятий, тем, разделов учебных дисциплин и способствуют более осознанному усвоению знаний студентами. В то же время они не обеспечивают систематической связи. Опытная проверка возможностей межпредметных связей не показывает существенных изменений ни на уровне усвоения знаний, ни в характере мотивов учения, ни на уровне развития личности. Это и послужило причиной выдвижения на первый план концепции взаимосвязи общего и профессионального образования, которая обеспечивается не только средствами межпредметных связей, но и путем использования специфических принципов: политехнизма, профессиональной направленности, проблемное - ти, преемственности и др. Но и реализация идей взаимосвязи, несмотря на некоторые успехи, повысила качество знаний студентов, уровень их развитости и воспитанности незначительно. И как решение задачи повышения уровня образования и воспитания в профессиональной школе появилась третья гипотеза: решение задачи возможно при условии построения целостного процесса обучения на основе интеграции и дифференциации научного знания. Интеграция общих и специальных знаний объявляется важным условием совершенствования политехнического образования, которое в свою очередь называется системообразующим фактором единой школы. Межпредметные связи как дидактическое средство являются многомерным, системным объектом исследования. Системный анализ предполагает изучение состава,, структуры, функций межпредметных связей и их отношения к другим системным объектам дидактики, прежде всего к учебным предметам и процессу обучения. Отношение «учебная дисциплина—межпредметные связи—интеграция процесса обучения» носит диалектический характер. Межпредметные связи, выражающие интеграцию учебного знания, предусматривают совмещение различных элементов учебных программ. Отсюда вытекает необходимость исключения противоречий в трактовке одних и тех же законов, понятий и явлений, дублирования. Как показывает практика, использование межпредметных связей способствует целостности получаемых студентами знаний, но растянуто во времени. Хотя систематическое и целенаправленное их применение помогает усвоению приобретаемых знаний, овладению навыками их использования, пониманию единства науки и техники. Политехнический аспект в интеграции — неотъемлемая часть всех учебных циклов (общеобразовательного и специального технического); обеспечение политехнической основы обучения — одна из важнейших функций МПС. Связи между учебными дисциплинами, выполняющие эту функцию, обусловлены единством политехнических компонентов в содержании дисциплин общеобразовательного и специального технического циклов — знаний о научных основах производства. Усиление политехнической направленности общеобразовательных и специальных технических знаний — важное условие повышения их качества. Более подробно рассматривать данное положение нет необходимости, поскольку его аргументация в том или ином виде содержится в многочисленных публикациях. Таким образом, МПС представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками, поэтому МПС следует рассматривать как эквивалент межнаучных [3]. Система межцикловых и междисциплинарных связен в содержании специальнльного технического образования обеспечивает взаимодействие различных элементов. Они являются одним из основных факторов, позволяющих установить связь между идеями, понятиями, законами, фактами, умениями, навыками и разделами внутри отдельных учебных дисциплин, а также между учебными дисциплинами отдельных циклов и дисциплин разных циклов. «Установлено, что все циклы, учебные предметы находятся в определенных связях и зависимостях, при помощи которых они объединяются в общую целенаправленную структуру — учебный план» [4]. Отсюда следует, что при построении учебных планов межпредметные связи имеют многоступенчатость, которая зависит от стабильности расположения учебного материала. Всякое изменение сроков изучения дисциплин приводит к невозможности создать дидактические условия для реализации межпредметной интеграции. Связующим звеном при этом являются структурные элементы знаний, т.е. объекты изучения, методы, теории и законы. На этой основе выделяются межпредметные связи (ведущие к интеграции), базирующиеся: 1) на изучении одного и того же объекта в разных учебных дисциплинах; на применении одного и того же научного метода в разных учебных дисциплинах для изучения разных объектов; на использовании одной и той же теории (закона) для изучения разных объектов в различных учебных дисциплинах. «Обращение к внешним, интегративным связям... очень важно, так как позволяет дополнить структурный анализ интегративным, т.е. описанием объекта, его связей с внешней средой» [5]. Интегративные связи относятся к такому типу связей, как «функции объекта—факторы внешней среды». Ближайший круг рассмотрения интегративных связей объекта изучения — это целостность, в которую анализируемый объект входит как элемент и часть системы. В данном случае преимущественное значение имеют знания таких интегративных связей, которые определяют место конкретного объекта изучения в системе профессионального образования. Итак, взаимосвязь компонентов образования представляет собой сложное явление, объединяющее знания, умения и навыки о природе, обществе, мышлении и производстве. Целостность сложной системы образования обеспечивается проникновением мировоззренческих идей, уровнем развития производственных отношений, функциональным взаимодействием всех компонентов образования в производственном, трудовом процессе. Многообразие форм связей в системе образования прежде всего заключается в системе межцикловых и межпредметных связей. Последние строятся на основе структурирования учебного материала вокруг ведущих идей, понятий, умений и навыков и создания взаимосвязанных комплексов. Межпредметные связи имеют многоступенчатую структуру. Интегральное значение в этом сложном взаимодействии связей имеют связи между видами деятельности, которые обеспечиваются на основе применения всего комплекса знаний, умений и навыков [6]. Дидактические принципы межцикловых и межпредметных связей, положенные в основу построения модели учебных планов и программ, позволяют обеспечить рациональное осуществление междисциплинарной интеграции. Установление интегративных связей между специальной технической и общеобразовательной подготовкой в образовании, обучении и воспитании студентов основывается на объективных закономерностях, объединяющих естественные, логические связи между отдельными подсистемами образования (общее и специальное техническое). Например, «использование обобщенных понятий и конкретных научно-технических терминов не только помогает научить учащихся переносить теоретические знания в практическую деятельность, но и позволяет глубже проникнуть в суть выполняемых операций, более осознанно их выполнять, выбирать наиболее рациональные приемы и способы осуществления. А это, в свою очередь, развивает мыслительные возможности, умение абстрагировать и обобщать наблюдаемые явления, т.е. способствует умственному развитию» [7]. Единство специальной технической и общеобразовательной подготовки в дидактическом аспекте предусматривает взаимное влияние всех компонентов структуры среднего профессионального образования на культурно- технический уровень будущих специалистов, воспитание и развитие студентов, а также на организацию учебно-воспитательного процесса. По отношению к образовательному процессу МГТС выступают как дидактическое условие, хотя существует много работ различных авторов, которые утверждают, что МПС — это принцип дидактики. Однако экспериментальное изучение действии МПС показало, что по своей сущности и функциям МПС нельзя отнести к принципам обучения, т.е. признать, что они представляют собой одно из таких главных руководящих положений педагогической теории, которые относятся ко всему процессу обучения в целом и распространяются на все учебные дисциплины. МПС способствуют повышению научности и доступности обучения, улучшению качества знаний, а также входят как необходимый компонент в содержание дидактического принципа системности обучения, являющегося общепризнанным принципом дидактики, характеристика которого дана в учебных пособиях по педагогике различных авторов. МПС обладают также организаторским аспектом. Их реализация дает возможность экономить учебное время, определяя структуру учебных планов, программ, учебников, что способствует реализации учебного процесса в целом.
Литература
| |
Просмотров: 674 | |
Всего комментариев: 0 | |