Главная » Статьи » Мои статьи

Объективные основы интеграции общего и специального технического образования

Объективные основы интеграции общего и специального технического образования

В. Г. Иванов, зам. директора, почетный работник СПО РФ, канд. пед. наук

Источник: Иванов, В.Г. Объективные основы интеграции общего и специального технического образования / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2001. - № 5. – С. 29 – 31.

 

Особенные отношения сложились у интеграции обще­го и специального технического образования с межпредмет­ными связями. Анализ литературы позволяет говорить о са­мых различных формах их взаимоотношении. Выделим на­иболее существенные из них:

  1. В педагогической литературе проблема взаимосвя­зи общего и специального технического образования не­редко сводится к проблеме межпредметных связей (МПС).

Взаимосвязь, а тем более интеграция, понятия более ши­рокие, чем МПС. Межпредметные связи — это связь меж­ду разными учебными дисциплинами, а интеграция — это закономерность развития двух видов образования и органи­зации процесса обучения в условиях сочетания общего и спе­циального технического образования. Интеграция, связь двух видов образования, шире понятия связи знаний разных на­ук между собой, связи, например, разных тем и разделов фи­зики с темами и разделами курса электротехники и специ­альной технологии. Междисциплинарная интеграция высту­пает и как условие всестороннего развития личности студен­та (через формирование целостной системы знаний), и как средство повышения уровня общего образования в профес­сиональной школе, и как условие сближения и объединения общего и специального технического образования.

  1. Межпредметные связи играют роль средств реализа­ции (задач интеграции знаний. Об этом же пишет И.С. Ан­тонов: «Основным дидактическим инструментарием ... ин­теграции являются межпредметные связи» [1]. Именно этим и объясняется возросший интерес и ученых-дидактов, и пре­подавателей-практиков к проблемам межпредметных свя­зей, и не только у нас, но и за рубежом.
  2. Интеграция выражает одну из форм межпредметных связей: традиционные межпредметные связи устанавлива­ются между отдельными элементами учебных предметов в целях координации их содержания и сроков изучения. В отличие от них комплексные межпредметные связи от­ражают направления в интеграции содержания образова­ния и проявляются в системе его комплексных единиц. Ука­занные формы не исключают, а дополняют друг друга.
  3. Интеграция и межпредметные связи — качественно отличные друг от друга явления: следует различать собст­венно интеграцию, т.е. объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны об­щим смыслом и методами преподавания, и координацию, т.е. тщательно разработанную взаимосвязь учебных пред­метов (межпредметные связи). Более подробно характери­стики интеграции и межпредметных связей (координации) даны JI.B. Савельевой: «Интеграция есть процесс и резуль­тат создания неразрывно связанного, единого и цельно­го. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элемен­тов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и ме­тоды познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем)» [2].

«Координация — это согласование учебных программ по родственным предметам с точки зрения общности трак­товки изучаемых понятий, явлений, процессов и времени их изучения, т.е. тщательно разработанная взаимосвязь учебных предметов (межпредметные связи в узком смыс­ле), которая способствует интеграции знаний».

Последний подход, где прослеживается специфика ин­теграции, ее качественное своеобразие, на наш взгляд, яв­ляется наиболее продуктивным. В рамках такого подхода формулируется основной признак интеграции на содержа­тельно-предметном уровне: слияние в одном синтезиро­ванном курсе элементов разных учебных предметов. Именно этот критерий лежит в основе определения инте­грированной учебной дисциплины. Эти составные элемен­ты знаний в интегрированной учебной дисциплине теря­ют структурную самостоятельность. Со своей стороны, ком­плексные учебные дисциплины объединяют несколько эле­ментов науки, но таким образом, что составляющие эле­ментов не «растворяются» и не «смешиваются» внутри дан­ной учебной дисциплины, наглядно сохраняют свою са­мостоятельность.

Межпредметные связи легко устанавливаются на уров­не понятий, тем, разделов учебных дисциплин и способ­ствуют более осознанному усвоению знаний студентами.

В то же время они не обеспечивают систематической свя­зи.

Опытная проверка возможностей межпредметных связей не показывает существенных изменений ни на уров­не усвоения знаний, ни в характере мотивов учения, ни на уровне развития личности. Это и послужило причиной вы­движения на первый план концепции взаимосвязи обще­го и профессионального образования, которая обеспечи­вается не только средствами межпредметных связей, но и путем использования специфических принципов: политех­низма, профессиональной направленности, проблемное - ти, преемственности и др. Но и реализация идей взаимо­связи, несмотря на некоторые успехи, повысила качество знаний студентов, уровень их развитости и воспитаннос­ти незначительно. И как решение задачи повышения уров­ня образования и воспитания в профессиональной шко­ле появилась третья гипотеза: решение задачи возможно при условии построения целостного процесса обучения на основе интеграции и дифференциации научного знания. Интеграция общих и специальных знаний объявляется важ­ным условием совершенствования политехнического об­разования, которое в свою очередь называется системооб­разующим фактором единой школы.

Межпредметные связи как дидактическое средство яв­ляются многомерным, системным объектом исследования. Системный анализ предполагает изучение состава,, струк­туры, функций межпредметных связей и их отношения к другим системным объектам дидактики, прежде всего к учебным предметам и процессу обучения. Отношение «учебная дисциплина—межпредметные связи—интеграция процесса обучения» носит диалектический характер.

Межпредметные связи, выражающие интеграцию учебного знания, предусматривают совмещение различных элементов учебных программ. Отсюда вытекает необходи­мость исключения противоречий в трактовке одних и тех же законов, понятий и явлений, дублирования.

Как показывает практика, использование межпредмет­ных связей способствует целостности получаемых студен­тами знаний, но растянуто во времени. Хотя системати­ческое и целенаправленное их применение помогает усво­ению приобретаемых знаний, овладению навыками их ис­пользования, пониманию единства науки и техники.

Политехнический аспект в интеграции — неотъемле­мая часть всех учебных циклов (общеобразовательного и специального технического); обеспечение политехничес­кой основы обучения — одна из важнейших функций МПС. Связи между учебными дисциплинами, выполня­ющие эту функцию, обусловлены единством политехни­ческих компонентов в содержании дисциплин общеобра­зовательного и специального технического циклов — знаний о научных основах производства. Усиление поли­технической направленности общеобразовательных и спе­циальных технических знаний — важное условие повыше­ния их качества. Более подробно рассматривать данное по­ложение нет необходимости, поскольку его аргументация в том или ином виде содержится в многочисленных пуб­ликациях. Таким образом, МПС представляют собой от­ражение в содержании учебных дисциплин тех диалекти­ческих взаимосвязей, которые объективно действуют в при­роде и познаются современными науками, поэтому МПС следует рассматривать как эквивалент межнаучных [3].

Система межцикловых и междисциплинарных связен в содержании специальнльного технического образования обеспечивает взаимодействие различных элементов. Они являются одним из основных факторов, позволяющих ус­тановить связь между идеями, понятиями, законами, фактами, умениями, навыками и разделами внутри отдель­ных учебных дисциплин, а также между учебными дисцип­линами отдельных циклов и дисциплин разных циклов. «Установлено, что все циклы, учебные предметы находят­ся в определенных связях и зависимостях, при помощи ко­торых они объединяются в общую целенаправленную структуру — учебный план» [4]. Отсюда следует, что при по­строении учебных планов межпредметные связи имеют многоступенчатость, которая зависит от стабильности рас­положения учебного материала. Всякое изменение сроков изучения дисциплин приводит к невозможности создать дидактические условия для реализации межпредметной ин­теграции.

Связующим звеном при этом являются структурные элементы знаний, т.е. объекты изучения, методы, теории и законы. На этой основе выделяются межпредметные свя­зи (ведущие к интеграции), базирующиеся: 1) на изучении одного и того же объекта в разных учебных дисциплинах;

на применении одного и того же научного метода в раз­ных учебных дисциплинах для изучения разных объектов;

на использовании одной и той же теории (закона) для изучения разных объектов в различных учебных дисцип­линах. «Обращение к внешним, интегративным связям... очень важно, так как позволяет дополнить структурный анализ интегративным, т.е. описанием объекта, его связей с внешней средой» [5].

Интегративные связи относятся к такому типу связей, как «функции объекта—факторы внешней среды».

Ближайший круг рассмотрения интегративных связей объекта изучения — это целостность, в которую анализи­руемый объект входит как элемент и часть системы. В дан­ном случае преимущественное значение имеют знания та­ких интегративных связей, которые определяют место кон­кретного объекта изучения в системе профессионального образования.

Итак, взаимосвязь компонентов образования представ­ляет собой сложное явление, объединяющее знания, уме­ния и навыки о природе, обществе, мышлении и произ­водстве. Целостность сложной системы образования обес­печивается проникновением мировоззренческих идей, уровнем развития производственных отношений, функци­ональным взаимодействием всех компонентов образова­ния в производственном, трудовом процессе.

Многообразие форм связей в системе образования прежде всего заключается в системе межцикловых и меж­предметных связей. Последние строятся на основе струк­турирования учебного материала вокруг ведущих идей, по­нятий, умений и навыков и создания взаимосвязанных комплексов. Межпредметные связи имеют многоступен­чатую структуру. Интегральное значение в этом сложном взаимодействии связей имеют связи между видами деятель­ности, которые обеспечиваются на основе применения все­го комплекса знаний, умений и навыков [6].

Дидактические принципы межцикловых и межпредмет­ных связей, положенные в основу построения модели учеб­ных планов и программ, позволяют обеспечить рациональ­ное осуществление междисциплинарной интеграции.

Установление интегративных связей между специальной технической и общеобразовательной подготовкой в обра­зовании, обучении и воспитании студентов основывается на объективных закономерностях, объединяющих естест­венные, логические связи между отдельными подсистема­ми образования (общее и специальное техническое). Напри­мер, «использование обобщенных понятий и конкретных научно-технических терминов не только помогает научить учащихся переносить теоретические знания в практическую деятельность, но и позволяет глубже проникнуть в суть вы­полняемых операций, более осознанно их выполнять, вы­бирать наиболее рациональные приемы и способы осуще­ствления. А это, в свою очередь, развивает мыслительные возможности, умение абстрагировать и обобщать наблюда­емые явления, т.е. способствует умственному развитию» [7].

Единство специальной технической и общеобразова­тельной подготовки в дидактическом аспекте предусмат­ривает взаимное влияние всех компонентов структуры среднего профессионального образования на культурно- технический уровень будущих специалистов, воспитание и развитие студентов, а также на организацию учебно-вос­питательного процесса.

По отношению к образовательному процессу МГТС вы­ступают как дидактическое условие, хотя существует мно­го работ различных авторов, которые утверждают, что МПС — это принцип дидактики. Однако эксперименталь­ное изучение действии МПС показало, что по своей сущ­ности и функциям МПС нельзя отнести к принципам обу­чения, т.е. признать, что они представляют собой одно из таких главных руководящих положений педагогической те­ории, которые относятся ко всему процессу обучения в це­лом и распространяются на все учебные дисциплины. МПС способствуют повышению научности и доступности обуче­ния, улучшению качества знаний, а также входят как необ­ходимый компонент в содержание дидактического принци­па системности обучения, являющегося общепризнанным принципом дидактики, характеристика которого дана в учеб­ных пособиях по педагогике различных авторов.

МПС обладают также организаторским аспектом. Их ре­ализация дает возможность экономить учебное время, оп­ределяя структуру учебных планов, программ, учебников, что способствует реализации учебного процесса в целом.

 

Литература

  1. Антонов H.О. Интегративная функция обучения. М.: Про­свещение, 1989. 304 с.
  2. Савельева Л.В. Дидактическая структура комплексных меж­предметных связей в содержании образования в средних профте­хучилищах строительного профиля // Научные основы межпред­метных связей в средних профтехучилищах / Под ред. Беляевой А.П. и др. Л.: ВНИИ профте-хобразования, 1986. С. 41—53.
  3. Федорова В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных и математических дисциплин // Межпредметные связи естествен­но-математических дисциплин. М.: Просвещение, 1980. С. 3—39.
  4. Беляева А.П. Теоретические основы взаимосвязи общего, по­литехнического и профессионального образования в средних профтехучилищах в условиях ускорения научно-технического про­гресса // Научные основы межпредметных связей в средних проф­техучилищах / Под ред. Беляевой А.П. Л.: ВНИИ профтехобра­зования, 1986. С. 7-29.
  5. Тюнников Ю.С. Методика выявления и описания интегра­тивных процессов в учебно-воспитательном процессе. М.: Изд- во АПН СССР, 1986. 280 с.
  6. Основы методики комплексного подхода к содержанию об­разования в средних профтехучилищах / Под ред. Беляевой А.П. М.: Высш. шк. 1979. 125 с.
  7. Дьячков В.П. Формирование профессиональных понятий у учащихся на основе реализации межпредметных связей в учебном процессе средних профтехучилищ химического профиля: Науч­ные основы межпредметных связей в средних профтехучилищах / Под ред. Беляевой А.П. и др. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1986. С. 87-100.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Valerij (01.06.2015)
Просмотров: 674 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar