Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовка профессионально-педагогических кадров для профессиональных образовательных организаций

В.Г. Иванов, С.З. Кунсбаев
Подготовка профессионально-педагогических кадров для профессиональных образовательных организаций

Источник: Иванов В.Г. Подготовка профессионально-педагогических кадров для профессиональных образовательных организаций / В.Г. Иванов, С.З. Кунсбаев // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. - № 1. (62) - С. 41-44.

Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональное образование, компетентность,
профстандарт, подготовка кадров, образовательная организация, компетенция.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой компетентных специалистов; необходимость подготовки педагогических кадров и профессиональной переподготовки действующих работников профессиональных образовательных организаций в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".

V.G. Ivanov, S.Z. Kunsbaev
PREPARATION OF VOCATIONAL TEACHERS FOR PROFESSIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS

Keywords: professional training, vocational education, competence,
profstandart, training, educational institution, competence.

Abstract: the article discusses issues related to the preparation of qualified specialists; the need for teacher training and professional retraining of existing professional educational organizations in accordance with the requirements of the professional standard "Teacher of vocational training, professional education and additional professional education".

Справочно
К 2020 году доля руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам по вопросам подготовки кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям должна достигнуть 70%. (Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы (утвержден распоряжением Правительством Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р) [1, 14].

Подготовка педагогических кадров для профессиональных образовательных организаций является одной из важнейших задач модернизации профессионального образования. Иными словами необходимость обеспечения профессионально-педагогической компетентности преподавателя становится во главу угла в процессе модернизации профессионального образования. В Федеральной целевой программе развития образования подчеркивается важность роли педагогов профессионального образования в повышении качества и формирования профессиональной компетентности специалистов. «Профессиональная компетентность является важным критерием качества подготовки специалистов и базируется на взаимосвязи личностных ценностей и профессиональных качеств, определяющих направленность личности на решение профессиональных задач. Формирование профессиональной компетентности становится приоритетным направлением в подготовке высококвалифицированного специалиста в системе профессионального образования» [2, 69].
Не подлежит сомнению, что формирование, качество формирования профессиональной компетентности будущего специалиста определяется в первую очередь компетентностью самих преподавателей. От их профессионально-педагогической компетентности зависит формирование профессиональной компетентности специалистов - образованных, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынке труда.
Уровень и качество профессионально-педагогической подготовки педагога в значительной мере определяет и качество подготовки обучающихся – будущих рабочих и специалистов современного производства. Поэтому повышение профессионализма педагогических работников и качества их подготовки, является необходимым условием совершенствования системы подготовки компетентных специалистов. Поэтому, повышая требование к подготовке специалистов, в первую очередь мы должны повысить требования к преподавателям профессиональной школы. В настоящее время проявляется такой негативный фактор, что преподаватели отстают от современных изменений в производстве и экономике, не говоря о достижениях педагогической науки. Понятно, что те педагоги, которые трудятся сегодня в профессиональных организациях, получили свое профессиональное образование достаточно давно. В условиях быстро меняющихся техники и технологии производства, их знаний уже недостаточно для формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов. Этот факт обостряется с введением профессиональных стандартов. Отсюда следует, что парадигма «образование через всю жизнь» касается не только сегодняшних студентов, но и их учителей-педагогов. Следствием вышесказанного является необходимость профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей на качественно новом уровне.
Повышение роли педагогов не может быть только задачей образовательной организации. В первую очередь это касается производства и бизнеса, которые хотят заполучить специалистов-профессионалов, способных с первого дня работы приносить диведенты предприятию, но, на сегодняшний день, они не стремятся инвестировать в образование, считая её нерентабельным проектом.
На одном предприятии будут применяться десятки профессиональных стандартов. Кто будет готовить специалистов, соответствующих требованиям этих профессиональных стандартов? Вернее, кто может готовить таких специалистов? Ответ здесь, на наш взгляд однозначный, только человек, специалист, педагог, владеющий этими профессиональными функциями. А где их взять? Поскольку стандарты начинают внедряться, то и процесс аттестации работников не заставит себя ждать.
Здесь нас ожидает опасность торопливого подхода к проблеме переподготовки специалистов. Чтобы этого не случилось, уже сегодня необходимо начать этот процесс. Приоритетным является здесь прохождение стажировок по направления подготовки.
Кроме этого есть острая необходимость в подготовке молодых профессионально-педагогических кадров. Инженерно-педагогическая профессия относится к сложной группе профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек-человек», «Человек-техника» и их модификациях. В связи с этим требуется и соответствующая подготовка и в области педагогики, и в области профессии (специальности) осваиваемой обучающимися.
Анализ кадров образовательных организаций среднего профессионального образования показывает, что происходит старение кадров, то есть отсутствие необходимого количества молодых работников для замещения специалистов, которые в силу своего возраста в ближайшее время прекратят трудовую деятельность.
Кроме того, практически у 20% педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования наблюдается несоответствие уровня образования профилю педагогической деятельности (преподаваемой дисциплине (модулю)); у абсолютного большинства педагогов (примерно 70 wackoспециальных дисциплин (блока, модуля дисциплин) отсутствуют педагогические компетенции, необходимые для осуществления деятельности педагога профессионального образования и обучения. В то же время наблюдается дефицит квалифицированных педагогических кадров-мастеров производственного обучения, обладающих опытом деятельности на производстве.
С введением в действие профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования все вышесказанное может привести к отстранению «несоответствующих» требованию стандарта педагогических работников от работы, что, несомненно, отрицательно скажется на деятельности образовательной организации.
Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года [3].
В связи с вышеизложенным, руководителям профессиональных образовательных организаций необходимо изменить свой формальный подход к дополнительному профессиональному образованию своих сотрудников.
Сегодня модернизация профессионального образования требует внедрения в организациях среднего профессионального образования практико-ориентированных моделей обучения, в том числе дуального обучения. Здесь на переднюю позицию выходит уровень квалификации руководителей практик со стороны организации (предприятия), а у наставников отсутствуют и педагогические компетенции и понимание специфики реализации производственной практики в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования. Поэтому руководитель образовательной организации не должен обходить вниманием вопрос подбора и обучения не только штатных педагогических работников, но и вышеназванную категорию привлекаемых работников, то есть они также должны осваивать программы профессиональной переподготовки и/или повышения квалификации психолого-педагогической направленности.
Осуществить повышение уровня подготовки педагогических кадров можно путем обучения в магистратуре по направлению «Профессиональное обучение» (по отраслям), пройти профессиональную переподготовку или пройти обучение на курсах повышения квалификации. Но надо иметь в виду, что последнее, из перечисленных, это временная мера. Специальность «Профессиональное обучение» (по отраслям) относится к специальностям широкого профиля. Выпускник подготавливается к выполнению трудовых функций педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Развитие профессионального обучения и профессионального образования и непосредственно, и опосредованно влияют на развитие экономики страны, отсюда и пристальное внимание государства к организациям среднего профессионального образования.
В 80-е годы XX столетия происходило укрепление системы высшего инженерно-педагогического и среднего индустриально-педагогического образования. Инженерно-педагогическое образование, как государственная система, сформировалось в 1970-80 годах в единый организационный и методический центр на базе СИПИ. В 90-ых годах происходит реорганизация индустриально-педагогических техникумов в колледжи.
Переход от образования инженерно-педагогического к профессионально-педагогическому привел к тому, что под профессионально-педагогическим образованием стали считать более широкое профессионально-образовательное поле, нежели существовавшее до этого поле инженерно-педагогического образования.
Профессионально-педагогическое образование – это формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций.
К сожалению, во-первых их очень и очень мало, во-вторых в таком виде они уже не удовлетворяют требованиям современного профессионального обучения и образования.
Развитие профессионального обучения связано с совершенствованием нормативно-правового регулирование сферы профессионального обучения. В Закон «Об образовании в РФ» Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 238-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым профессиональная образовательная организация может осуществлять в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность, в том числе по программам профессионального обучения.
В соответствии с законодательством профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования, которые не относятся ни к одному из перечисленных в указанном Законе об образовании типов образовательных организаций.
До внесения изменений в Закон, программы профессионального обучения могли реализовываться только в дополнение к образовательным программам, реализация которых является основной целью деятельности образовательных организаций. Внесение в законодательство указанных изменений позволяет образовательным организациям, реализующим программы профессионального обучения, внести необходимые изменения в свои наименования и уставы, которые подлежат приведению в соответствие с Законом «Об образовании в РФ» не позднее 1 января 2016 г.
В докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О реализации государственной политики в сфере образования» отмечается, что в среднем профессиональном образовании определяются следующие приоритетные направления государственной образовательной политики Российской Федерации:
• реализация к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций образовательных программ подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями;
• масштабное дополнительное профессиональное образование руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций по вопросам подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (доля прошедших дополнительное профессиональное образование - 70 wacko.
Что это означает в ракурсе рассматриваемого нами вопроса? На наш взгляд число организаций, реализующих программы профессионального обучения будет расти, следовательно, будет расти и потребность в педагогических кадрах. Где их взять?
Как правило, к профессиональному обучению привлекались и привлекаются инженерно-технические кадры, работающие и находящиеся на заслуженном отдыхе. Все бы хорошо, их богатый опыт работы на производстве, полезен для качественного обучения. Но у этой категории работников нет специального педагогического образования, позволяющего, в соответствии с Профстандартом, заниматься педагогической деятельностью. Это приведет к переманиванию (заманиванию) кадров из системы СПО, где их, как уже отмечали выше, также недостаточно. Здесь уместно говорить о развитии системы непрерывного образования в подготовке профессионально-педагогических кадров. Рассматривая непрерывное образование как «деятельность челове¬ка, ориентированную на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая фор¬мирование умения учиться и подготовку к исполнению раз¬нообразных социальных и профессиональных обязанно¬стей, а также к участию в развитии общества» [4, 6], можем утверждать, что актуальность системы многократно возрастает, в связи с принятием профессиональных стандартов.
Таким образом, из вышесказанного следует, что успешное введение и применение Профстандарта требует проведения системных мероприятий, в том числе, касающихся непрерывного педагогического профессионального образования. Одной из главных задач сегодняшнего дня является выявление уровня информированности участников образовательных отношений о целях, задачах и содержании Профстандарта педагога и актуализация взаимосвязи профессиональных ожиданий и оценки опыта педагога с требованиями Профстандарта.
Педагог должен быть готов к профессиональной деятельности в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций указанных в профессиональном стандарте.
Другими словами, его деятельность как педагога предполагает овладение трудовыми (профессиональными) функциями, описанными в профессиональном стандарте, а так же компетенциями и знаниями, необходимыми для их осуществления.
Профессиональная переподготовка в этой связи предполагает, прежде всего, профессионализацию подготовки педагога, т.е. такую модель его практико-ориентированного переобучения, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность, в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами - профессиональным стандартом, что обеспечит, в свою очередь, возможность полноценной учебной деятельности обучающихся в соответствии с федеральными стандартами, в тоже время у него должны быть развиты транспрофессиональные компетенции.

1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы (утвержден распоряжением Правительством Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р – C.14.
2. Иванов В.Г. Формирование профессиональной компетентности / В.Г. Иванов // Наука и образование в XXI веке: Сборник науч.тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. 31 октября 2014 г.: Ч. 12. — Тамбов, 2014. — С. 69–70.
3. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993).
4. Иванов, В.Г. Непрерывное профессиональное образование / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2004. - № 5. – С. 6-7

 

Категория: Мои статьи | Добавил: val-ivanov (28.12.2016)
Просмотров: 445 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar