Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемы реализации дуального обучения для специальностей экономики и управления

Источник: Иванов В.Г. Проблемы реализации дуального обучения для специальностей экономики и управления / В.Г.Иванов, Е.А.Демина // Профессиональное образование и рынок труда, 2015. - № 8.- С. 14-15.

Основным документом, по которому осуществляется профессиональная подготовка специалиста среднего звена, является Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО). В концепции поддержки развития профессионального образования СПО подчеркивается необходимость усиления практической направленности подготовки специалистов, кроме того, особую актуальность приобретают результаты образования, которые отражены в ФГОС СПО в виде профессиональных и общих компетенций. Известно, что «профессиональная компетентность является важным критерием качества подготовки специалистов и базируется на взаимосвязи личностных ценностей и профессиональных качеств, определяющих направленность личности на решение профессиональных задач. Формирование профессиональной компетентности становится приоритетным направлением в подготовке высококвалифицированного специалиста в системе профессионального образования» [3].
Возвращение к истокам
В педагогике понятие «дуальная система» впервые было использовано в ФРГ в середине 1960-х гг. для обозначения новой формы организации профессионального обучения. Дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии, в дальнейшем получила широкую известность и признание в мировой практике профессионального образования.
Анализ работ немецких исследователей (А. Шелтен, К. Штратман и др.), позволяет отметить, что дуальная система обеспечивает тесное взаимодействие профессионального обучения с производственной сферой, своевременное реагирование на изменение ее потребностей и учет тенденций развития [2]. В то же время для отечественного профессионального образования пример Германии не нов: дуальное обучение уходит корнями в фабрично-заводское ученичество (ФЗУ) и ремесленные училища. Школы ФЗУ успешно решали задачу профессиональной подготовки рабочих.
Разработка профессиональной образовательной программы
Элементы дуального обучения в процессе профессиональной подготовки сохранились до сегодняшнего дня. Одним из примеров выступают рекомендации к разработке профессиональной программы. «Перед началом разработки общей профессиональной образовательной программы образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями» [4].
Как видно, ФГОС СПО прописывает требования к условиям разработки профессиональной образовательной программы через тесное взаимодействие с работодателями, в том числе конечные результаты обучения (профессиональные компетенции) необходимо разрабатывать с учетом потребностей работодателей.
В связи с чем на этапе планирования образовательная организация стремится к сотрудничеству с предприятиями-работодателями. Также еще со времен существования профессиональных училищ базовые предприятия активно сотрудничают с образовательными учреждениями, не только предоставляя рабочие места для прохождения практики, но и обеспечивают рабочие места специалистам, удовлетворяющим их требованиям. Тем не менее далеко не все образовательные организации сегодня сохранили эту форму взаимодействия с предприятиями, которая позволила бы в полной мере удовлетворить требования ФГОС. Часто студентам необходимо самим искать место прохождения практики, в некоторых случаях прохождение практики остается формальностью, что неблагоприятно сказывается на уровне профессиональной подготовки студентов. Введение в действие профессиональных стандартов еще больше актуализирует необходимость дуального подхода в подготовке квалифицированных специалистов, формировании их профессиональных компетенций.
Границы дуальности
Дуальное обучение — форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении (30–40% учебного времени) и практическое обучение на производственном предприятии (60–70% учебного времени). Основной принцип дуальной системы обучения — равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров [4]. Таким образом, с одной стороны, дуальное обучение — это форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебных заведениях и практическое — на производственном предприятии; с другой стороны, предприятие должно обладать определенными ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, в связи с чем возникает необходимость пересмотра профессиональной подготовки по всем направлениям.
Тем не менее хотелось бы отметить, что форма дуального обучения не может быть применима ко всем специальностям. К примеру, достаточно сложно реализовать дуальное обучение, связанное с профессиональной подготовкой специалистов в сфере экономики и управления.
Так, сотрудничество образовательных учреждений с региональными малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями в части дуальной системы обучения сопровождается определенными сложностями.
Рассмотрим пример организации дуального обучения по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
В этом случае образовательное учреждение вынуждено направлять на предприятие одного-двух или (редко) нескольких человек, что не совсем соответствует дуальному обучению, поскольку практические занятия проходят в стенах учебного заведения, а производственная практика осуществляется на базе того предприятия, с которым заключен соответствующий договор.
Также хотелось бы обратить внимание на то, что при подобной форме взаимодействия студенты распределяются на несколько предприятий, которые по договору «не могут нести равную с образовательным учреждением ответственность за качество подготовки кадров».
Еще одним организационным фактором, влияющим на передачу профессионального опыта в рабочей обстановке, является разбивка студентов на группы, так как для каждого обучающегося необходимо предоставить рабочее место. В таком случае студенты проходят производственную практику на базе разных предприятий и организаций, в том числе на малых индивидуальных предприятиях. В связи с этим возникает проблема тесного взаимодействия образовательного учреждения и базового предприятия, способного инвестировать в образование будущих специалистов. Возникает необходимость взаимодействовать с несколькими организациями, с которыми возможно лишь социальное партнерство. Таким образом, дуальное обучение больше подходит для профессиональной подготовки специалистов в крупных промышленных предприятиях России, таких как «Газпром», «Лукойл», «Роснефть» и т.д.
***
В заключение отметим, что внедрение дуального обучения в организацию современного профобразования перспективно, в том числе и для специальностей сферы экономики и управления, так как преимущество дуальных образовательных программ очевидно.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 г. № 75[Электронный ресурс] // URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/670929.
2. Землянский В. В., Канакин Я. В. Теоретические аспекты дуальной целевой подготовки специалистов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернандского. — 2012. — №1. — С. 104–110.
3. Иванов В. Г. Формирование профессиональной компетентности // Наука и образование в XXI веке: Сборник науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. 31 октября 2014 г.: Ч. 12. — Тамбов, 2014. — С. 69–70.
4. О дуальном обучении [Электронный ресурс] // URL: http://www.skcu.kz/index.php/ru/.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: val-ivanov (28.12.2016)
Просмотров: 517 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar