Главная » Статьи » Мои статьи |
Психологические условия становления профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов Источник: Иванов, В.Г. Психологические условия становления профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов / В.Г.Иванов, З.Р.Галяутдинова //Научный альманах: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. Современное общество, образование и наука 30 сентября 2015 г. - Тамбов, 2015. - № 9 (11) – с.454 - 457 В современных условиях реформирования высшего образования, перехода на многоуровневую подготовку профессиональных кадров, повышения конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций на рынке труда, особую актуальность приобретает проблема профессиональной подготовки инженерно-педагогических кадров, в том числе и педагогов-психологов. Развитие современного психолого-педагогического образования, возможно в контексте интеграции двух стратегий - обращения к опыту прошлого и обеспечение опережающего характера профессиональной подготовки. Первым, базовым блоком модели подготовки специалистов определен культурно-исторический фактор (вектор времени), обеспечивающий преемственность развития образовательной системы. Системообразующим понятием, характеризующим сущность подготовки специалистов психолого-педагогического профиля в условиях педагогического вуза, выступает инновационность, определяя реализацию стратегии инновационного образования опережающего типа в качестве базовой. Концептуальные основы организации психолого-педагогического образования в вузе выстроены на методологии синтеза линейного и нелинейного развития образовательных систем, учитывая общие закономерности развертывания процессов в открытых сложных системах, специфические закономерности, обусловленные особенностями протекания педагогического процесса, и частные закономерности рефлексивного характера, соотносимые с «внутренней природой» человека. Выделенные закономерности определяют принципы, регулирующие функционирование и развитие социально-педагогических систем как многофакторных феноменов. При этом отметим, что система принципов, лежащая в основе методологии подхода синтеза линейного и нелинейного развития систем, должна строиться, во-первых, на основе анализа закономерностей процесса образования в целом; во-вторых, исходя из специфики системного и синергетического подходов; в-третьих, в результате обобщения эмпирического материала, накопленного в практике работы вузов. Исходя из вышеизложенного, в систему основополагающих принципов включим принципы: научности, оперативности, создания положительного эмоционального фона и соответствующей творческому характеру деятельности мотивации, сочетания прямой и обратной связи, цикличности, адаптивности (гибкости), целостности, системной вложенности, устойчивости, управляемости, самоорганизации, потенциальных барьеров, опережающего реагирования на информацию. В образовательном процессе вуза, ориентированного на инновационный подход в подготовке педагогов-психологов, необходимо обеспечить: • системный подход к организации профессиональной подготовки при изучении теоретических дисциплин, прохождении практик, участии в НИРС; • координацию усилий всех субъектов, заинтересованных в подготовке специалиста на конечный результат – формирование заданного уровня готовности выпускника к инновационной психолого-педагогической деятельности; • моделирование компонентов инновационной профессиональной подготовки с учетом психологических и педагогических особенностей будущей профессиональной деятельности; • направленность профессиональной подготовки на понимание студентами информационно-профессиональной сущности инновационных психолого-педагогических задач; • разработку механизмов активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе овладения ими современной методологией, организационными формами и средствами профессиональной деятельности. Организация процесса подготовки специалистов к инновационной профессиональной деятельности требует определения и соблюдения условий, обеспечивающих эффективность педагогического процесса, в том числе: • создание инновационной профессиональной учебно-информационной среды специальности; • комплексную информатизацию профессиональной подготовки; • совершенствование компонентов образовательного процесса на основании анализа результатов мониторинга качества подготовки студентов. Мы понимаем, что образовательные процессы глубоко психологизированы. Чистой педагогики нет, она тесно замешена на психологических знаниях, методах и технологиях. Поэтому обеспечение психологической осведомленности, грамотности педагогических кадров в этой области нам представляется очень перспективным направлением развития психолого-педагогического образования. Процесс формирования профессиональной компетентности педагогов-психологов, должен учитывать принципы гуманизации и профессионально-ориентированного, интегративного подхода к обучению, опирающаяся на требование организации образовательного процесса с учетом профессиональной специализации и направленная на формирование у обучающихся профессиональных компетенций и установок. Необходимость установления интегративных связей, которые гораздо шире чем межпредметные связи, вытекает из педагогических, философских и психологических значений их для совершенствования процесса обучения [1]. Современная система высшего психолого-педагогического образования рассматривается нами как интегративная и многоуровневая, которая способна к саморазвитию и учитывающая потребности, личностные характеристики и запросы обучающихся. В связи с этим, возникает необходимость проектирования такой структуры и содержания уровней системы высшего образования, которые позволят студентам конструировать собственный индивидуальный образовательный маршрут [3]. Модернизация высшего психолого-педагогического образования обуславливается изменениями моделей подготовки компетентных специалистов, готовых работать в условиях быстро изменяющейся образовательной системы c учетом непрерывности профессионального образования и становления личности, в том числе принцип быстрого реагирования образовательной системы на особенности развития экономики страны и региона, а также интересов различных категорий населения [2]. Таким образом, можно утверждать, что на современном этапе реформирования высшего образования в процессе подготовки специалистов внедряется компетентностный подход.
Список используемой литературы
| |
Просмотров: 676 | |
Всего комментариев: 0 | |