Главная » Статьи » Мои статьи |
Системная логика построения образовательного процесса
P.M. Асадуллин, д.п.н. (Башгоспедуниверситет) В. Г. Иванов, к.п.н., (Уфимский авиационный техникум)
Источник: Асадуллин, Р.М. Системная логика построения образовательного процесса / Р.М. Асадуллин, В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2000. - № 14. – С.14
В современном профессиональном образовании на первый план выдвигается проблема разработки таких моделей обучения, которые бы обеспечивали подготовку специалистов, обладающих таким мышлением, глубокими гуманитарными психолого-педагогическими знаниями, специально-техническими и серьезной практической подготовкой. Новая парадигма образования предполагает сочетание глубокого изучения социально-экономических, специально-технических наук со значительной практической (профессиональной) подготовкой. Профессиональная подготовка, в свою очередь, проходит через цикл дисциплин — общепрофессиональных и специальных, которые и формируют собственно профессиональную готовность специалистов к решению практических производственных задач. В условиях традиционного обучения общепрофессиональные дисциплины, опираясь на философию образования, служат основой для построения специальных дисциплин, специальных курсов и факультативов. Между социально-экономическими знаниями, с одной стороны, и дисциплин специальностей — с другой, в практике обучения сегодняшнего дня существует разрыв. Особенности этого несогласования остро ощущается сегодня, когда вводятся государственные образовательные стандарты и происходит переструктурирование содержания и объема изучаемых дисциплин. Каждая предметная комиссия «тянет одеяло учебного плана на себя», пытаясь отвоевать лишние часы на свой предмет. Однако, общий объем часов, выделяемых учебным планом на какую-либо специальность, остается неизменной. Вследствие этого следует искать иные формы структурирования учебного материала, пересмотреть учебные технологии. Однако это формальная сторона проблемы, а основная задача определения структуры специально-технических дисциплин видится в соответствии ее задачам и логике становления студента как субъекта профессиональной деятельности. В определении системы профессионально значимых специально-технических знаний, в интеграции их с социально-экономическими знаниями кроется огромный потенциал профессиональной подготовки будущих специалистов. В раздельности, несвязности этих знаний в единое целое и кроется, на наш взгляд, один из фундаментальных изъянов.современной системы профессионального образования. Изучение дидактической литературы по профессиональной педагогике позволило определить, что в решении проблемы наметилось несколько линий. Среди них ведущими стали тенденции к фундаментализации специальных дисциплин и профилизации общетеоретических. Однако оба эти подхода оказываются ограниченными и не дают ожидаемого результата. Как водится в таких случаях, ключ к решению проблемы следует искать в интеграции этих подходов, которую можно определить как единство фундаментализации и профилизации. Такой подход требует выстраивать всю систему знаний о явлениях и закономерностях их функционирования, присущих объекту. Имея перед собой инвариант специально-технического знания, в котором отражаются все общие признаки явлений, происходит дальнейшее развертывание знаний, последовательность и связи между которыми вскрывают механизмы развития и функционирования объекта как целого сначала в абстрактных формах, далее позволяя описать объект конкретнее. Такая логика развития знаний требует усвоения их в тех видах и формах, которые являются адекватными профессиональной деятельности. Процессуальная сторона образовательного процесса, в свою очередь, предполагает выделение элементарной формы образовательной деятельности. По мере движения познавательного процесса от фиксирования инварианта системы знаний, к отражению различных проявлений, профессиональная деятельность студента также должна наполняться новым содержанием и приобретать более сложные формы. Последовательность определения учебного материала, надлежащая усвоению будущими специалистами, предполагает одновременное решение студентами двух последовательных задач. Первая задача связана с выделением объекта познания, его признаков, определением его содержания и структуры, описанием связей и отношений между элементами, алгоритмов преобразования; вторая с его описанием механизмов функционирования и развития, формулированием правил и норм преобразовательных действий. Как видно из содержания задач, вся совокупность знаний, которую получает студент при изучении курса специально-технических дисциплин, разбивается на две группы: знания о технологических процессах и явлениях, их сущности и закономерностях их протекания; и знания о том, как нужно строить и осуществлять образовательный процесс. Естественно, направляющая роль здесь принадлежит преподавателю. Вся совокупность знаний, которую студент усваивает и применяет, вынуждает будущих специалистов актуализировать всю систему учебно-познавательных действий, адекватных логике познания и преобразования объекта профессиональной деятельности. Методический аспект построения образовательного процесса требует использования такого набора учебных действий, которые позволяют познавать и преобразовывать объективную действительность и одновременно моделировать условия реальной профессиональной деятельности. | |
Просмотров: 435 | |
Всего комментариев: 0 | |