Главная » Статьи » Мои статьи

Системная логика построения образовательного процесса

Системная логика построения образовательного процесса

 

                            P.M. Асадуллин, д.п.н. (Башгоспедуниверситет)

В. Г. Иванов, к.п.н., (Уфимский авиационный техникум)

 

Источник: Асадуллин, Р.М. Системная логика построения образовательного процесса / Р.М. Асадуллин, В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2000. - № 14. – С.14

 

В современном профессиональном образовании на первый план выдвигается проблема разработки таких мо­делей обучения, которые бы обеспечивали подготовку спе­циалистов, обладающих таким мышлением, глубокими гу­манитарными психолого-педагогическими знаниями, спе­циально-техническими и серьезной практической подготов­кой. Новая парадигма образования предполагает сочетание глубокого изучения социально-экономических, специаль­но-технических наук со значительной практической (про­фессиональной) подготовкой. Профессиональная подготов­ка, в свою очередь, проходит через цикл дисциплин — об­щепрофессиональных и специальных, которые и формиру­ют собственно профессиональную готовность специалис­тов к решению практических производственных задач.

В условиях традиционного обучения общепрофессио­нальные дисциплины, опираясь на философию образова­ния, служат основой для построения специальных дисцип­лин, специальных курсов и факультативов. Между социаль­но-экономическими знаниями, с одной стороны, и дисцип­лин специальностей — с другой, в практике обучения се­годняшнего дня существует разрыв. Особенности этого не­согласования остро ощущается сегодня, когда вводятся го­сударственные образовательные стандарты и происходит пе­реструктурирование содержания и объема изучаемых дис­циплин. Каждая предметная комиссия «тянет одеяло учеб­ного плана на себя», пытаясь отвоевать лишние часы на свой предмет. Однако, общий объем часов, выделяемых учебным планом на какую-либо специальность, остается неизмен­ной. Вследствие этого следует искать иные формы струк­турирования учебного материала, пересмотреть учебные тех­нологии. Однако это формальная сторона проблемы, а ос­новная задача определения структуры специально-техни­ческих дисциплин видится в соответствии ее задачам и ло­гике становления студента как субъекта профессиональной деятельности. В определении системы профессионально зна­чимых специально-технических знаний, в интеграции их с социально-экономическими знаниями кроется огромный потенциал профессиональной подготовки будущих специ­алистов. В раздельности, несвязности этих знаний в единое целое и кроется, на наш взгляд, один из фундаментальных изъянов.современной системы профессионального образо­вания.

Изучение дидактической литературы по профессиональ­ной педагогике позволило определить, что в решении про­блемы наметилось несколько линий. Среди них ведущими стали тенденции к фундаментализации специальных дис­циплин и профилизации общетеоретических. Однако оба эти подхода оказываются ограниченными и не дают ожи­даемого результата. Как водится в таких случаях, ключ к ре­шению проблемы следует искать в интеграции этих подхо­дов, которую можно определить как единство фундамента­лизации и профилизации.

Такой подход требует выстраивать всю систему знаний о явлениях и закономерностях их функционирования, присущих объекту. Имея перед собой инвариант специаль­но-технического знания, в котором отражаются все общие признаки явлений, происходит дальнейшее развертывание знаний, последовательность и связи между которыми вскрывают механизмы развития и функционирования объ­екта как целого сначала в абстрактных формах, далее поз­воляя описать объект конкретнее.

Такая логика развития знаний требует усвоения их в тех видах и формах, которые являются адекватными профес­сиональной деятельности.

Процессуальная сторона образовательного процесса, в свою очередь, предполагает выделение элементарной фор­мы образовательной деятельности. По мере движения по­знавательного процесса от фиксирования инварианта сис­темы знаний, к отражению различных проявлений, профес­сиональная деятельность студента также должна наполнять­ся новым содержанием и приобретать более сложные фор­мы.

Последовательность определения учебного материала, надлежащая усвоению будущими специалистами, предпо­лагает одновременное решение студентами двух последова­тельных задач. Первая задача связана с выделением объек­та познания, его признаков, определением его содержания и структуры, описанием связей и отношений между элемен­тами, алгоритмов преобразования; вторая с его описанием механизмов функционирования и развития, формулирова­нием правил и норм преобразовательных действий. Как вид­но из содержания задач, вся совокупность знаний, которую получает студент при изучении курса специально-техниче­ских дисциплин, разбивается на две группы: знания о тех­нологических процессах и явлениях, их сущности и зако­номерностях их протекания; и знания о том, как нужно стро­ить и осуществлять образовательный процесс. Естествен­но, направляющая роль здесь принадлежит преподавателю. Вся совокупность знаний, которую студент усваивает и при­меняет, вынуждает будущих специалистов актуализировать всю систему учебно-познавательных действий, адекватных логике познания и преобразования объекта профессиональ­ной деятельности. Методический аспект построения обра­зовательного процесса требует использования такого набо­ра учебных действий, которые позволяют познавать и пре­образовывать объективную действительность и одновремен­но моделировать условия реальной профессиональной де­ятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: Valerij (01.06.2015)
Просмотров: 435 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar