Главная » Статьи » Мои статьи |
Системная организация профессионального знания в образовательном процессе
В.Г. Иванов, канд.пед.наук (Уфимский авиационный техникум)
Иванов, В.Г. Системная организация профессионального знания в образовательном процессе / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. - 2002. - № 8. – С. 48-49
Теоретическое рассмотрение основных подходов к организации образовательного процесса в средней профессиональной школе, направленного на формирование студентов как субъектов профессиональной деятельности, выдвигает задачу системной ориентировки будущих специалистов в учебном материале профессиональных дисциплин. Формирование профессиональной деятельности будущего специалиста требует новых подходов к построению учебного процесса по учебной дисциплине. Их разработка предполагает, во-первых, создание новых принципов описания и раскрытия содержания учебного материала и представление его в логике системного анализа; во-вторых, построение системы учебных заданий, позволяющих моделировать условия профессиональной деятельности; в-третьих, структурирование учебных заданий как усложняющихся учебных задач, предполагающих применение соответственно усложняющихся форм и видов учебной и профессиональной деятельности. Главным условием системной организации профессионального образования является представление студентам основных дисциплин в их системной логике, которая задается через систему усложняющихся учебных заданий и по мере ее усвоения формирует логику мышления будущего специалиста. При этом мы исходим из положения о том, что логика мышления специалистов выступает производной от логики их познавательной деятельности по решению конкретных учебных задач на стадии профессиональной подготовки. Системная организация учебного материала должна создавать особые способы ориентировки в предметной области, которые позволяют студентам осознавать наличие внутренних структурных связей между объектами изучаемой действительности. Это, в свою очередь, позволяет одновременно осваивать учебный материал как на теоретическом, так и на практическом уровне. Следовательно, в образовательном процессе будущие специалисты еще до усвоения всей суммы знаний и умений должны овладевать обобщенными профессиональными знаниями и способами деятельности. Такая работа должна сопровождаться формированием всего комплекса моторных, чувственных и интеллектуальных элементов профессиональной деятельности. В своем подходе к системной организации профессионального образования мы опираемся на концепцию фундаментализации учебного материала, разработанную З.А. Решетовой и внедренную в широкую практику технического образования, а также на теорию содержательного обобщения В.В. Давыдова. Суть подхода к структурированию учебного материала состоит в выделении некоего фундамента, т.е. каркаса знаний, раскрывающего содержание учебного предмета, его системную организацию. Профессиональное обучение — это прежде всего формирование научных понятий на различном предметном содержании, а любое усвоение понятий, в свою очередь, является специфическим содержанием мышления. Усвоение научных понятий в процессе профессионального образования должно происходить через формирование научно- теоретических обобщений и их систему. В то же время структура современного профессионального знания, репродуктивные методы обучения в средней профессиональной школе по своему психологическому механизму не способствуют формированию научных обобщений, а направлены на восприятие и запоминание. Проведенный теоретический анализ и опытно-практическая работа привели нас к убеждению в возможности использования положений содержательного обобщения в образовательном процессе средней профессиональной школы. Путь введения знаний в профессиональном образовании может быть иным. В противоположность существующим нужен альтернативный системный подход к формированию профессиональных понятий, мышления и деятельности. Таким образом, реальная практика профессионального образования студентов состоит в том, что в процессе усвоения профессионально значимых знаний будущий специалист должен научиться выделять инвариантный аспект образования и оперировать им в образовательном процессе. Необходимо, с одной стороны, выделение всеобщей формы теоретического описания всех профессиональных явлений независимо от их природы, а с другой, — предложение комплекса учебных действий, максимально приближающих учебную деятельность студентов к деятельности специалиста в реальных условиях профессиональной практики. Метод обнаружения теоретической основы профессионально значимых знаний должен стать общим способом и средством их изучения и усвоения. Он состоит в том, чтобы в первую очередь знакомить студентов не с отдельными частными вопросами, а с наиболее общими положениями и законами, переходя после этого к рассмотрению конкретных профессиональных задач как частных случаев общей закономерности. Таким образом, этот специфический тип структуры должен составить логический каркас специальных дисциплин, ту теоретическую основу, на которой выстроится вся система знаний о явлениях, закономерностях и связях, присущих объекту как предмету данной науки. Дидактический аспект решения данной проблемы предполагает создание особого пространства учебного предмета и его тематики, пространства учебной и совместной деятельности по познанию этой тематики, а также предварительного проектирования таких пространств во внешнем плане. С другой стороны, сама организация учебного материала диктует особую логику форм учебно-профессиональной деятельности студентов, позволяющую моделировать и конструировать познавательные и практические задачи будущей профессиональной деятельности. При педагогическом руководстве формированием личности будущего специалиста образовательный процесс связывается не только с усвоением знаний, но и с овладением общими способами профессионального мышления, с особенностями учебно-профессиональной деятельности студентов, сознательным применением различных учебных действий и логических операций, с диалектическим, логико-эвристическим мышлением. Поэтому, определяя цели изучения блока специальных дисциплин, а также каждого курса этого блока, необходимо учитывать, что в образовательном процессе должны доминировать две задачи: первая — выяснить, что должно усваиваться субъектами учебно-профессиональной деятельности; вторая — определить, как и на основе каких действий будет происходить это усвоение. Опыт показывает, что усвоение предметов должно идти путем восхождения от абстрактного к конкретному и от общего к частному. При этом мысль познающего субъекта должна всегда воспринимать профессиональную действительность как целостное явление. Здесь отношение конкретного к абстрактному следует понимать как отношение целого к своим частям, системы к своим элементам, которые объективно выделяются в структуре изучаемого явления. Познание сущности конкретного должно происходить последовательно от одного теоретически осмысленного, осознанного факта к другому. При этом у субъекта познания формируется ориентировочная основа умственной деятельности. Выбор же исследуемых студентами фактов должен строго направляться теоретической идеей. Переходы мысли от одного факта к другому рассматриваются как последовательные логические моменты, или ступени одного и того же процесса познания, или как вариантный сценарий профессиональной подготовки. Чтобы понять какое-либо явление или процесс, необходимо выявить его происхождение и мысленно проследить всю цепочку его изменений до современного состояния. Таким образом, студентам необходимо анализировать один и тот же материал на разных уровнях теоретического описания и использовать различные знания для его отражения. Это обстоятельство требует учета динамики становления субъектной позиции будущего специалиста. Поэтому от студентов на первых занятиях не требуется усвоения учебного материала на конкретном уровне. Они должны давать простейшие его определения и, восходя от одного уровня знаний к последующему, давать определениям более богатые и конкретные толкования. Поэтому понятия, которыми должен оперировать будущий специалист, от занятия к занятию уточняются, содержательно наполняясь и конкретизируясь. Способы получения всей совокупности знаний, в свою очередь, задаются природой и структурой образовательного процесса, способами его конструирования и реализации. Инвариантная черта образовательного процесса, клеткой которого выступает взаимодействие преподавателя и студента, позволяет представить его в виде определенной последовательности этапов познания и конструирования. Эту систему подробно описал В.В. Краевский. В общем виде она представлена им следующим образом: 1) реально протекающий процесс обучения фиксируется путем наблюдения и обобщения опыта; 2) выявляются инвариантные черты этого процесса, его закономерности; 3) совершается переход от теоретического исследования к конструированию, что находит выражение в виде дидактических принципов, которые должны основываться на учете закономерностей обучения; 4) на основе этих принципов разрабатываются методические рекомендации; 5) все виды знаний, полученные в результате предшествующей работы, располагаются в иерархизированной методической системе, создаваемой с учетом конкретных целей и условий обучения конкретному предмету; 6) проект обучения реализуется в учебном процессе, который вновь становится предметом изучения. Изложенное позволяет сделать два заключения. Во-первых, педагогическая действительность является предметом методологического, теоретического и прикладного описания во всех своих проявлениях и, соответственно, может быть представлена определенным набором знаний. Во-вторых, действия по преобразованию педагогической действительности в соответствии с целями воспитания и обучения также носят многоуровневый характер, а решения задач каждого уровня практической педагогической деятельности обеспечиваются адекватными этому уровню знаниями. | |
Просмотров: 764 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
0
| |