Главная » Статьи » Мои статьи |
Введение. Совершенствование системы подготовки профессиональных кадров, разрешение проблем подготовки конкурентоспособных профессионалов, не могут быть реализованы без методологии системного анализа и теории систем. В основе целостного, системного подхода к подготовке специалистов, как способа научного синтеза находится классификация, которая окончательным результатом предполагает целостное представление познаний об объектах профессиональной действительности. Данная процедура дает возможность не только установить системообразующие элементы, и выработать их иерархическую структуру, но и предсказать алгоритм и степень познавательных и практических действий по изучению и переустройству педагогических объектов в обучении и воспитании. Такой подход является, на наш взгляд, несомненно, важным при формировании профессиональных компетенций у будущих специалистов в процессе их обучения. Общая концепция методологии теории систем подразумевает разные нюансы системного анализа структуры предметов: системно-структурный, структурно-многофункциональный, генетический, координационный. В нашей работе мы определили проблему раскрытия способности системно-структурной подготовки специалистов на стадии теоретического обучения и практической подготовки, возможных путей формирования и развития профессиональной компетентности будущего эффективного специалиста. Анализ трудов по различным тенденциям профессиональной подготовки специалистов позволяет сделать вывод об этом, что нынешние содержание, сущность, структура подготовки и сами образовательные организации нуждаются в изменениях, так как не полностью отвечают потребностям сегодняшнего периода социального реформирования. В современный период развития целевых, структурных, научно-технических и технологических образующих, профессиональная подготовка (обучение, образование) сопряжено с пересмотром его составляющих, конфигураций и методов, с условиями парадигмы «образование через всю жизнь». Основная цель здесь нам видится как гарантирование единства теоретической и практической подготовки и всесторонность развития будущего профессионала. Постановка задачи. Цель исследования заключается в прогнозировании путей совершенствования подготовки специалистов на основе интегративного подхода, с учетом требований ФГОС и профессиональных стандартов. Существующая практическая деятельность в области подготовки специалиста, способного конкурировать с себе подобными, не формирует у них целостного представления об объекте будущей профессиональной деятельности и не дает возможности получать необходимые профессиональные компетенции. Нужны новые подходы к формированию и развитию профессионально значимых компетенций у студентов в процессе их обучения. Профессиональное обучение, выстроенное на принципах поэлементного овладения знаниями без учета закономерностей формирования компетенций с учетом взаимодействия производства и образовательной организации, не разрешает проблему целостного восприятия трудовых функций, как специалиста. Знания, приобретенные без системной организации процесса формирования и развития компетенций, без увязки их с реальными трудовыми функциями и действиями, в значительной мере усложняют процедуру вхождения выпускников к действительным реалиям производства и тормозят карьерный и личностный рост. Это стимулирует поиск путей и способов совершенствования профессионального обучения, чтобы в результате получить профессиональные кадры с интегрированными способностями, и желанием саморазвиваться. «В этих условиях становится очевидным, что образование приобретает новый характер. Перед ним ставятся задачи готовить людей, способных воспринять свободу и принять на себя ответственность, формировать поколение, обладающее новым мировоззрением и способное руководствоваться ценностями, признающими в качестве приоритетов человека и его интересы. Для этого образование должно отказаться от рудиментов «школы прошлого» и создать условия для всестороннего развития человека предоставив ему возможность выбора индивидуальной образовательной траектории» [4, с. 170]. им Методология и методика исследования основана на системном анализе состояния проблемы и результатов научных исследований, а также качественного анализа мониторинга востребованности выпускников и рейтинга образовательных организаций с учетом всех ее аспектов, в целостности и их взаимосвязи. В нынешней педагогической концепции утверждаются новые подходы к формированию личности, нацеленные на дальнейшую гуманизацию образовательного процесса, развитие и саморазвитие личности. Объективные связи между проектированием образовательного процесса и становлением компетентного специалиста - факт, не вызывающий сомнений. Вид данных связей подразумевает, что для формирования у обучающихся, как субъектов профессиональной деятельности, необходим особым способом построенный процесс подготовки специалиста. Отличительной особенностью такого построения представляется движение от абстрактных целей образования к результатам обучения, а проект образовательного процесса обязан формироваться в соответствии с закономерностями развития личности от студента до компетентного специалиста. Примером здесь может служить дуальное обучение. Опыт профессиональной подготовки специалистов «позволяет рассматривать дуальную форму обучения на основе сочетания теоретической фундаментальной подготовки в учебном заведении с непрерывной производственной практикой на базовых предприятиях при активном взаимовыгодном сотрудничестве образования и производства как предпочтительную» [1, с. 8]. Отличительной особенностью подобного проектирования образовательного процесса является единство способов формирования и развития компетенций, и способности выполнять соответствующие трудовые функции (а формирование и развитие личности, как субъекта профессии, должно происходить в логике требований стандартов, как образовательных так и профессиональных). Характеризуя своеобразность целостного педагогического процесса, В А. Сластенин акцентировал внимание на то, что для него должны соблюдаться характерные взаимозависимые условия в содержательно-целевом, организационном и операционально-технических аспектах [14]. В подготовке компетентных специалистов инновационные образовательные технологии способствуют: формированию познавательных и профессиональных мотивов и интересов будущих специалистов; воспитанию системности, гибкости; развитию ответственного отношения к решению профессиональных задачи и формированию профессиональных компетенций [6; 8]. Образовательный процесс в профессиональном образовании реализуется в ходе формирования и развития у обучающихся компетенций, при изучении отдельных дисциплин, МДК и профессиональных модулей. Каждый из которых представляет собой особую проекцию той или иной трудовой функции и формы общественного опыта на плоскость формируемой компетенции. Такое проецирование определяется собственными закономерностями и обусловливается целями обучения, особенностями процесса формирования и развития компетенций, уровнем способности и готовности личности к процессу развития и саморазвития. Изучение литературы по профессиональной педагогике показало, что в решении данной проблемы выявлены несколько путей. Ведущими среди них стали тенденции к фундаментализации специальных дисциплин и профилизации общетеоретических. Однако они по отдельности оказываются ограниченными и не дают ожидаемого эффекта. Ключом к решению проблемы является интеграция этих подходов, которая определяется как единство фундаментализации и профилизации, и переход к дуальному обучению. Опыт профессиональной подготовки специалистов «позволяет рассматривать дуальную форму обучения на основе сочетания теоретической фундаментальной подготовки в учебном заведении с непрерывной производственной практикой на базовых предприятиях при активном взаимовыгодном сотрудничестве образования и производства как предпочтительную» [10, с. 9]. Такая организация образовательного процесса требует выстраивания всей системы знаний о явлениях и закономерностях их функционирования, присущих объекту профессиональной деятельности в одну, непрерывную цепочку. Имея перед собой инвариант специально-технического знания, в котором отражаются все общие признаки явлений, происходит дальнейшее развертывание знаний, последовательность и связи между которыми вскрывают механизмы развития и функционирования объекта как целого сначала в абстрактных формах, далее позволяя описать объект конкретнее. Такая логика развития знаний требует усвоения их в тех видах и формах, которые являются адекватными профессиональной деятельности [2; 6]. Задачи профессиональной образовательной организации и закономерности формирования и развития личности устанавливают логику построения процесса формирования компетенций в соответствии с трудовыми функциями для конкретной профессии и выполняемыми трудовыми действиями. В данном случае мы соглашаемся с О.С. Анисимовым, что «принцип «выращивания» является стартовым для проявления специфики будущей трудовой деятельности [1]. Другие принципы расширяют либо дополняют данный принцип. Рассматривая процесс подготовки специалиста в профессиональной образовательной организации с данной точки зрения, можем утверждать, что при таком подходе активизируется формирование индивидуальных и профессиональных свойств будущего специалиста, т.е. активизируется формирование и развитие требуемых компетенций; такой подход стимулирует обучающихся к овладению профессионально значимыми знаниями. Будущие специалисты усваивают не только знания, приобретают, формируют и развивают компетенции, но и развивают методы исполнения и применения их в условиях реального производства. Современная образовательная политика обязана исходить из потребности субъектно-ориентированного формирования и саморазвития личности как субъекта профессиональной деятельности, способного не только пользоваться готовыми технологиями, но и формировать и реализовывать персональные креативные проекты. За период обучения, в профессиональной школе обучающийся обязан не только приобрести навыки профессиональной работы согласно стандарту, однако и осознанного конструирования ее, умение производить оценку результативности и эффективности собственной деятельности. Исходя с вышесказанного, применение системного анализа представляется нам сейчас никак не самоцелью, а вернее основой результативной стратегии исследования и проектирования образовательного процесса, позволяющего действительно реализовывать процедуру совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов исходя из того, что «формирование профессиональной самоэффективности будущего специалиста становится актуальным в двух ключевых аспектах: социально-профессиональном и образовательном» [17]. Результаты исследования и их обсуждение. Главным обстоятельством применения системного подхода к проектированию и организации образовательного процесса является представление обучающимся объекта будущей профессиональной деятельности в его логике целостного представления будущей профессиональной деятельности, что задается при помощи интегрированных развивающих тренировочных задач и по степени овладения соответствующими критериями создает логику мышления будущего специалиста. Системный подход к организации учебного материала, как показали результаты исследования, формирует особые методы ориентировки в профессиональной сфере, что дает возможность обучающимся понимать внутренние структурные взаимосвязи между объектами реальной производственной среды. Данный подход, в собственную очередь, дает возможность в одновременно осваивать необходимые знания, для формирования компетенций, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. «Организация учебного материала диктует особую логику форм учебно-профессиональной деятельности студентов, позволяющую моделировать и конструировать познавательные и практические задачи будущей профессиональной деятельности» [3, c. 41]. Определяя задачи изучения того или иного материала необходимо принимать во внимание тот факт, что в процессе подготовки для обучающихся должны выделять две первостепенные задачи: первая – вычленить то, что должно усваиваться им первоначально; вторая - выяснить, как и каким образом будет происходить формирование необходимых ему компетенций [4]. При системном подходе к формированию профессиональных компетенций необходимо, как показало наше исследование, учитывать профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую составляющие компетентности. Таким образом, в образовательном процессе, обучающиеся, для успешного формирования и развития необходимых профессионально значимых компетенций, сначала овладевают общими и общепрофессиональными компетенциями. Подобная деятельность сопровождается формированием общего представления об объекте будущей трудовой деятельности. В нашем вопросе системной организации образовательного процесса мы основывались на теории фундаментализации учебного материала, разработанную З.А. Решетовой [13] и принятой в практику технического образования, на концепции содержательного обобщения В.В. Давыдова [7] и приверженцев их теорий. Сущность вопроса ранжирования учебного материала заключается в вычленении неких профессионально значимых элементов, т.е. элементов, отражающих содержание объекта будущей профессиональной деятельности, его целостную структуру. Профессиональное подготовка включает в себя формирование первоначальных представлений об объекте будущей профессиональной деятельности, научных понятий на различном предметном содержании, и как результат формирование специфического содержания мышления. Овладение академическими знаниями в ходе обучения обязано осуществляться при помощи развития научно-теоретических обобщений и их систематизации. Профессиональная подготовка вытекает из цепочки: Профессиональный стандарт - Образовательный стандарт - Профессиональная компетенция - Трудовые функции – Трудовые действия. Профессиональная компетенция (рассматриваемая нами как способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний приобретенных при освоении конкретной ООП) - характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе, способность человека действовать согласно требованиям профессиональных стандартов определенной предметной области. Таким образом, деятельность образовательной организации, т.е. внутренняя среда зависит от трех независимых друг от друга составляющих: «входа», «выхода» и сферы, в которой организация осуществляет свою жизнедеятельность. При этом важнейшими внутренними объектами, подлежащими измерению, являются: организационно-педагогический, материально-техническое оснащение и их факторы, объекты и факторы, определяющие финансовое состояние, а также факторы обеспечивающие эффективность обучения, в том числе кадровый; востребованность, образовательной организации. Нами определено, что для обеспечения высокой профессиональной компетентности выпускников образовательной организации необходимо: 1) проведение маркетинговых исследований, гарантирующих соответствие образования мировым достижениям, т. е. качественные показатели подготовки специалиста должны быть конкурентоспособными. Это достигается благодаря конкурентоспособности «входа» и внутренней среды, при этом оценка конкурентоспособности «входа» остается за внешней средой; 2) чтобы «вход» внутренней среды обеспечивал подготовку конкурентоспособных специалистов. Если «вход» включает в себя множество разновидностей средств и ресурсов, проекты и «ноу-хау», то они должны соответствовать мировым стандартам. Все это возможно, если сфера, в которой функционирует организация достаточно экономически развита; 3) заинтересованность внешнего окружения в развитии внутренней среды и нормальном протекании в ней образовательных процессов; большое значение здесь имеет кадровая политика внешней партнеров; 4) внутренняя среда системы должна быть способной к быстрой адаптации к изменениям входа и внешней среды в целом; если внутреннюю среду рассматривать как образовательный процесс (образовательной организации) со всеми присущими ему элементами, а внешнюю среду как конкурентоспособное производство, как государственные органы, то требуется системно исследовать факторы их взаимосвязи и влияние на развитие системы и формирование профессиональной компетентности выпускников. А это возможно на базе структурного, системно – целевого непрерывного анализа и синтеза. Структурный анализ позволяет исследовать совокупность элементов внутренней и внешней среды во взаимосвязи на базе их декомпозиции, интеграции и моделирования. Анализ работ, особенно исследующих проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности в процессе обучения [5; 9; 11; 12] и др., позволяют сделать вывод, что для функционирования рассматриваемой системы необходимы новые инструменты-технологии. Наиболее подходящей, рассматриваемым условиям, педагогической технологией является проектное обучение, так как оно побуждает обучающихся проявлять способность: к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода и учета требований будущего работодателя; к целеполаганию; к самообразованию и самоорганизации; к анализу, синтезированию; умения принимать конструктивные решения. Проведенный теоретический анализ проблемы и экспериментальная работа с будущими специалистами подвели нас к убеждению о необходимости в определении условий подготовки конкурентоспособных, с качественно сформированными профессиональными компетенциями специалистов в условиях взаимодействия «производство» - «образовательная организация». Основным направлением исследования данной проблемы явился метод моделирования производственных условий для формирования и развития профессиональных компетенций, позволяющий рассмотреть данную проблему как взаимодействие целостного педагогического процесса с производством и позволяющий эффективно осуществлять подготовку эффективных специалистов с высоким уровнем сформированности профессиональной компетентности. Способ передачи знаний в профессиональном образовании может быть и другим. В противоположность имеющимся необходим другой, комплексный подход к развитию профессиональных понятий, мышления и деятельности. Результаты нашего исследования согласуются с утверждением Е.В.Ткаченко, который рассматривая интеграцию в профессиональном образовании, выделяет два ее основных «вектора»: интеграция «по горизонтали» и интеграция «по вертикали» [15]. Такая система позволяет создавать современную конфигурацию взаимосвязи на базе интеграции двух сред и моделирования условий производства. Внутренняя среда образовательной организации взаимодействуя с внешней средой производства развивается и самосовершенствуется; а сегодня основная задача менеджмента образовательной организации заключается в прогнозировании ситуаций и принятии адаптационных мер к изменениям внешней среды. Взаимосвязь «внутренней» и «внешней» сред рассматривается нами как один из важнейших факторов формирования и развития профессионально значимых компетенций [18]. В этом отношении тяжесть решения проблем все больше ложится «на образовательные организации профессионального образования, которые функционируют на стыке производства и профессионального образования» [16, c. 38]. После проведения исследования мы проанализировали количество обучающихся, обладающих критическим, репродуктивным, продуктивным и креативным уровнем сформированности профессиональной компетентности в зависимости от того, ориентированы или не ориентированы они на трудоустройство во внешнюю среду. При этом все они находились в одинаковых условиях обучения. Проводя качественный анализ состояния сформированности профессиональной компетентности выпускников можно отметить, что продуктивный и креативный уровни присущи выпускникам, ориентированным на дальнейшее трудоустройство в конкретную внешнюю среду. Сравнительный анализ данных говорит о положительном влиянии профессиональной определенности на процесс формирования профессиональной компетентности выпускников входящих в указанную группу по сравнению с выпускниками, входящими в группу не ориентированную на работу во внешней среде. Взяв за основу расчета итогового показателя рейтинговой оценки сравнение сформированности профессиональных компетенций выпускников установили, что рейтинговый показатель служит показателем качества подготовки выпускников, а соотношение востребованный специалист/выпускник служит показателем конкурентоспособности образовательной системы (организации) и востребовании ее внешней средой. При таком подходе профессиональные компетенции становятся тем каркасом, на который накладывается содержание учебных дисциплин, закономерно и логично способствующие формированию и развитию всего комплекса компетенций, необходимых выпускнику для успешного включения в производственную деятельность. На основе этого каркаса должна выстраиваться вся система знаний о явлениях, закономерностях и связях, присущих объекту и предмету профессиональной деятельности. С другой стороны, сама логика выстраивания содержания учебного материала диктует особенную форму организации учебно-профессиональной работы обучающихся, позволяющие формировать и развивать профессионально значимые компетенции. Исследование показало, что формирование и развитие профессиональной компетентности будущего специалиста, как результата освоения им культуры профессиональной деятельности предусматривает организацию его взаимодействия не только со специфической социокультурной и профессиональной внутренней средой, но и за ее пределами – внешней средой. Ориентация образовательного процесса системы только на внутреннюю среду может привести к отчуждению выпускника от реальной действительности при выборе производственной сферы. В то же время взаимодействие только с конкретной внешней средой приводит к тому, что будущий специалист утрачивает свою многомерность и внутреннюю устойчивость. Это создает серьезную угрозу для успешной адаптации выпускника к профессиональной среде и значительно снижает возможности его профессионального роста. Это означает одно, что система должна быть открытой, а внешняя среда расширенной. Выводы. Исходя из результатов проведенного исследования мы можем утверждать, что наше предположение о том, что профессиональная определенность на входе в систему способствует формированию более высокого уровня профессиональной компетентности, выступает детерминантой учебно-профессиональных и личностных изменений обучающегося, а затем и выпускника. Наше исследование позволило выявить проблему, связанную с низким уровнем развития управленческих компетенций у работников профессиональных образовательных организаций в области управления качеством, оценки сформированности компетенций, а также недостаточную информированность об инновационных процессах, протекающих во внешней среде. Это приводит к сохранению традиционной ориентации образовательного процесса на обеспечение в основном «знаниевой» компоненты в подготовке специалистов, зачастую устаревшей, и ограничивает преподавателя в выборе современных технологий обучения. Таким образом, нерешенность названной проблемы не способствует реализации инновационных преобразований в организации профессионального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
| |
Просмотров: 368 | |
Всего комментариев: 0 | |