Главная » Статьи » Мои статьи |
Системный подход в профессиональной подготовке студентов P.M. Асадуллин, проректор Башгоспедуниверситета, профессор, докт. пед. наук В. Г. Иванов, зам. директора Уфимского авиатехникума, канд. пед. наук Источник: Асадуллин, Р.М. Системный подход в профессиональной подготовке студентов / Р.М. Асадуллин, В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2004. - № 4. – С. 40 - 42 Модернизация системы среднего профессионально образования, решение задач подготовки конкурентоспособных специалистов не могут быть обеспечены вне методологии теории систем, системного анализа. Как известно, познавательная мощь системного подхода велика. Он внес глубокие изменения в стиль мышления, понимание предметов и явлений. В современной педагогической науке системный подход выступает методологическим средством, с помощью которого исследуются или создаются целостные педагогические объекты, раскрывается их структура, взаимосвязи частей, интегральные качества, закономерности функционирования. В основе системного подхода как средство теоретического синтеза лежит систематизация, которая имеет своей конечной целью объединение знаний об объектах профессиональной деятельности в органичное целое. Этот сложный процесс позволяет не только определить системообразующие элементы, сформировать их иерархическую структуру, но и спрогнозировать последовательность и уровни познавательных и практических действий по исследованию и преобразованию педагогических объектов в целях воспитания и обучения. Общая теория систем предполагает различные аспекты системного анализа сложных объектов: системно-структурный, структурно-функциональный, генетический, организационный. В нашей работе мы поставили задачу раскрыгь возможности системно-структурной организации профессиональной подготовки, представить опыт формирования профессиональной деятельности будущего конкурентоспособного специалиста в образовательном процесс колледжа. Анализ широкого диапазона работ по разным направлениям профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов позволяет сделать заключение о том, что ее современные содержание, структура и организация не соответствуют потребностям переживаемого этапа общественного развития. В настоящее время обновление целевых, содержательных и технологических составляющих профессионального образования связано с пересмотром его содержания, форм и методов, с требованиями условий непрерывного образования, основная задача которого — обеспечить целостность и полноту развития будущего специалиста. Сложившаяся практика профессионального образования не формирует у будущих специалистов системного видения и способности принимать решения на основе ее анализа. Необходимы новые подходы к организации профессиональной подготовки студентов. Профессиональная подготовка, построенная на принципах поэлементного усвоения социально-гуманитарных, естественно-математических и специальных знаний без учета закономерностей формирования субъектной профессиональной позиции, не решает задачи целостного освоения профессиональной деятельности специалиста. Знания, полученные вне определенной системы, без тесной увязки их с процессом усвоения, способами будущей профессиональной деятельности, значительно затрудняют процесс адаптации выпускников профессиональных образовательных учебных заведений к реальным условиям и замедляют процесс их профессионального роста. Поэтому важно развивать поиски такой системы профессионального образования, которая позволила бы готовить кадры с универсальными задатками, со знаниями и желанием саморазвиваться. В современной педагогической теории и практике утверждаются новые подходы к образованию, направленные на дальнейшую гуманизацию учебно-воспитательной работы, формирование и развитие целостной личности. Наличие объективных связей между построением обучения и профессиональным становлением будущего специалиста — факт, не требующий доказательства. Характер этих связей предполагает, что становление студента как субъекта профессиональной деятельности является результатом особым образом построенного образовательного процесса, характерной особенностью которого является движение от целей образования к его результатам, а контекст его развития и логика содержательно-технологических аспектов должны определяться закономерностями становления студента субъектом профессии. Сущностной характеристикой такого образовательного процесса является целостность как внутреннее единство его компонентов и наличие функций, обеспечивающих проявление (а следовательно, формирование и развитие) целостных свойств личности. Давая характеристику своеобразию целостного педагогического процесса, В А. Сластенин подчеркивает, что для него должно быть свойственно соблюдение взаимосвязанных условий в содержательно-целевом, организационном и операционально-техническом аспектах. Образовательный процесс в профессиональной школе реализуется в ходе усвоения студентами содержания учебных дисциплин. Каждая из них являет собой своеобразную проекцию той или иной формы социального опыта на плоскость усвоения. Это проецирование имеет свои закономерности и определяется целями образования, особенностями процесса усвоения, характером и своеобразием психической и учебно-профессиональной деятельности студентов. Задачи профессионального образования и закономерности формирования и развития субъектной позиции студентов определяют логику построения и предъявления учебного материала в соответствии с особенностями и структурой профессиональной деятельности. В этом плане мы солидарны с О.С. Анисимовым в том, что «принцип «выращивания» является исходным для появления специфической для специалиста деятельности. Все иные принципы дополняют или уточняют этот принцип». Оценивая образовательный процесс в профессиональной школе с этой точки зрения, мы вынуждены констатировать, что традиционная организация профессионального образования в основном стимулирует развитие личностных и профессиональных качеств специалиста, усвоение им знаний в предметной области. Будущие специалисты больше усваивают знания о профессиональной деятельности, а не способы ее выполнения. Между тем стратегия современного профессионального образования должна исходить из необходимости субъектного развития и саморазвития личности специалиста, способного не только использовать готовые технологии, но и создавать, реализовывать индивидуальные творческие проекты. За годы обучения в высшей или средней профессиональной школе он должен приобрести навыки не только выполнения профессиональной деятельности по образцу, но и сознательного конструирования ее, умения оценивать эффективность своей деятельности. Исходя из вышесказанного, использование системного анализа выступает для нас теперь не самоцелью, а скорее основанием плодотворной стратегии разработки программного и учебно-методического обеспечения, позволяющего реально осуществлять процесс совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов. Главным условием системной организации профессионального образования является представление студентам основного предмета учебной дисциплины в его системной логике, которая задается через систему усложняющихся учебных заданий и по мере ее усвоения формирует логику мышления будущего специалиста Системная организация учебного материала должна создавать особые способы ориентировки в предметной области, которые позволяют студентам осознавать наличие внутренних структурных связей между объектами изучаемой действительности. Это, в свою очередь, позволяет одновременно овладевать учебным материалом как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Следовательно, в образовательном процессе студенты еще до усвоения всей суммы знаний и умений должны овладевать обобщенными общими и профессиональными знаниями, способами деятельности. Такая работа должна сопровождаться формированием всего комплекса моторных, чувственных и интеллектуальных элементов профессиональной деятельности. В своем подходе к системной организации профессионального образования мы опирались на концепцию фундаментализации учебного материала, разработанную З.А. Решетовой и внедренную в широкую практику технического образования, на теорию содержательного обобщения В.В. Давыдова и сторонников их научных школ. Суть подхода к структурированию учебного материала состоит в выделении некоего фундамента, т.е. каркаса знаний, раскрывающего содержание учебного предмета, его системную организацию. Профессиональное обучение — это прежде всего формирование научных понятий на различном предметном содержании, а любое усвоение понятий, в свою очередь, является специфическим содержанием мышления. Усвоение научных понятий в процессе вузовского образования должно происходить через формирование научно-теоретических обобщений и их систему. Проведенный теоретический анализ и опытно-практическая работа с будущими специалистами привели нас к убеждению в возможности использования положений содержательного обобщения в образовательном процессе профессиональной школы. Путь введения знаний в профессиональном образовании может быть иным. В противоположность существующим нужен альтернативный системный подход к формированию профессиональных понятий, мышления и деятельности. Таким образом, реальная практика профессионального образования студентов состоит в том, что в процессе усвоения знаний, вскрывающих глубину и многообразие фактов и явлений, будущий специалист должен научиться выделять инвариантный аспект образования и оперировать им в образовательном процессе. Необходимо, с одной стороны, выделение всеобщей формы теоретического описания всех профессионально значимых явлений независимо от их природы, а с другой — предложение комплекса учебных действий, максимально приближающих учебную деятельность студентов к деятельности специалиста в реальных условиях профессиональной практики. Метод обнаружения теоретической основы профессиональных знаний должен стать общим способом и средством их изучения и усвоения. Он состоит в том, чтобы в первую очередь знакомить студентов не с отдельными частными вопросами, а с наиболее общими положениями и законами, переходя после этого к рассмотрению конкретных профессиональных задач как частных случаев общей закономерности. Таким образом, этот специфический тип структуры должен составлять логический каркас изучаемых дисциплин, ту теоретическую основу, на которой выстраивается вся система знаний о явлениях, закономерностях и связях, присущих объекту как предмету науки. С другой стороны, сама организация учебного материала диктует особую логику форм учебно-профессиональной деятельности студентов, позволяющую моделировать и конструировать познавательные и практические задачи будущей профессиональной деятельности. При педагогическом руководстве формированием личности будущего специалиста образовательный процесс связывается не только с усвоением знаний, но и с овладением общими способами профессионального мышления, с особенностями учебно-профессиональной деятельности студентов, сознательным применением различных учебных действий и логических операций, с диалектическим, логико-эвристическим мышлением. Поэтому, определяя цели изучения блока учебных дисциплин, а также каждого курса этого блока, необходимо учитывать, что в образовательном процессе для студентов должны доминировать две задачи: первая — выяснить, что должно усваиваться субъектами учебно-профессиональной деятельности; вторая — определить, как и на основе каких действий будет происходить это усвоение. Наше исследование показало, что усвоение предметов должно идти пугем восхождения от абстрактного к конкретному и от общего к частному. При этом мысль познающего субъекта должна всегда воспринимать профессиональную действительность как целостное явление. Здесь отношение конкретного к абстрактному следует понимать как отношение целого к своим частям, системы к своим элементам, которые объективно выделяются в структуре изучаемого явления. Познание сущности конкретного должно происходить последовательно, от одного теоретически осмысленного, осознанного факта к другому При этом у субъекта познания формируется ориентировочная основа умственной деятельности. Выбор же исследуемых студентами фактов должен строго направляться теоретической идеей. Переходы мысли от одного факта к другому рассматриваются как последовательные логические моменты, или ступени одного и того же процесса познания, или как вариантный сценарий профессионала» ной подготовки. Чтобы понять какое-либо явление или процесс, необходимо выявить его происхождение и мысленно проследить всю цепочку его изменений до современного состояния. Таким образом, студентам необходимо анализировать один и тот же материал на разных уровнях теоретического описания и использовать различные знания для его отражения. Это обстоятельство требует учета динамики становления субъектной позиции будущего учителя. Поэтому от студентов на первых занятиях не требуется усвоения учебного материала на конкретном уровне. Они должны давать простейшие его определения и, восходя от одного уровня знаний к последующему, придавать определениям более богатые и конкретные толкования. Поэтому понятия, которыми должен оперировать будущий квалифицированный специалист, от занятия к занятию уточняются, содержательно наполняясь и конкретизируясь. Изложенное позволяет сделать два заключения. Во-первых, профессиональная действительность является предметом методологического, теоретического и прикладного описания всех своих явлений, и, соответственно этому возможно ее описание определенным набором знаний. Во-вторых, действия по преобразованию действительности в соответствии с целями воспитания и обучения также носят многоуровневый характер, а решения задач каждого уровня практической деятельности обеспечиваются адекватными этому уровню знаниями. Такой подход к реализации единства теории и практики возможен при принципиально иной технологии образовательного процесса, предполагающей использование диалектических, технологизиро- ванных, формирующих методов познания. Их использование создает условия для теоретического способа познания, который связан с анализом явления и выделением скрытого от непосредственного восприятия внутреннего единства внешне различных фактов. При теоретическом анализе студент выделяет противоречия, учится отражать конкретную диалектику вещей и постигать всеобщую объективную связь и развитие, овладевая при этом всеобщим способом решения ситуаций. Теоретическое мышление «добывает знание из предмета», т.е. по существу является творческим. Его функционирование соответствует законам диалектического мышления, согласно которым общий ход познания развивается от явления к сущности в процессе преобразования предмета. Следовательно, теоретическое знание является результатом творческой функции мышления и связано с практической деятельностью, при которой получаются принципиально новые результаты. Такой способ построения учебной дисциплины позволяет мысли в ходе познавательного процесса двигаться от целого к целому, но в логике развертывания ее абстрактных форм представленности к более конкретным, схватывать сначала общие формы целостности, лишь затем переходить к их частным проявлениям. Такой подход требует выстраивания всей системы знаний о явлениях и закономерностях их функционирования, присущих объекту. Имея перед собой инвариант знания, в котором отражаются все общие признаки явлений, студент переходит к дальнейшему развертыванию знаний, последовательность и связи между которыми вскрывают механизмы развития и функционирования объекта как целого сначала в абстрактных (неясных, неотчетливых) формах, позволяя далее описать объект конкретно. Технологическая (процессуальная) сторона образовательного процесса, в свою очередь, предполагает выделение элементарной формы профессиональной деятельности. По мере движения познавательного процесса от фиксирования инварианта системы к отражению различных проявлений, профессиональная деятельность студента также наполняется новым содержанием и приобретает более сложные формы. Последовательность определения учебного материала предпола гает одновременное решение студентами двух последовательных задач. Первая из них связана с выделением объекта познания, его признаков, определением его содержания и структуры, описанием связей и отношений между элементами, алгоритмов преобразования; вторая — с его описанием, механизмом функционирования и развития, формулированием правил и норм преобразовательных действий. Вторую группу составляют методы целеполагания, планирования, исполнения, оценки и контроля учебной деятельности студентов как субъектов образовательного процесса. Таким образом обеспечивается условие включения студентов в образовательный процесс в качестве субъекта собственной профессиональной деятельности и вписания их учебной деятельности в контекст профессиональной. | |
Просмотров: 4595 | |
Всего комментариев: 0 | |