Главная » Статьи » Мои статьи |
Социально-экономические предпосылки интеграции знаний
В. Г. Иванов, зам. директора Уфимского авиационного техникума, к.п.н.
Источник: Иванов, В.Г. Социально-экономические предпосылки интеграции знаний / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2000. - № 11. – С. 38 - 40
Современное производство нуждается в таких специалистах среднего звена, которые могут широко и сознательно использовать знания, приобретенные в учебных заведениях, в своей профессиональной деятельности. Одним из путей обучения молодых специалистов среднего звена служит система средней профессиональной школы. Задачей средней профессиональной школы является подготовка специалистов широкого профиля, владеющих профессиональной мобильностью, навыками быстрой адаптации к условиям непрерывного обновления производства, методов контроля, взаимозаменяемости и качества, технологии, усовершенствования организации труда. В условиях рыночной экономики остро ощущается противоречие между потребностями производства в высококвалифицированных, профессионально мобильных специалистах и недостаточным уровнем профессионального обучения. Переход к подготовке высококвалифицированных специалистов широкого профиля требует углубления и расширения базовых знаний: дифференциации и интеграции содержания образования по основным видам и объектам будущей профессиональной деятельности; усиления профессиональной ориентации, развития нестандартного и творческого мышления, исследовательских умений будущих специалистов. Важное место в развитии общества отводится системе образования, в том числе и системе среднего профессионального образования. Современное производство требует от технических кадров высокого уровня профессионально-педагогических знаний. Подготовка такого роДа специалистов возможна только в том случае, если, во-первых, становление личности студента будет осуществляться в рамках модели обучения и воспитания, которая отражает реальную действительность; во-вторых, эта модель по мере своего развития будет приближаться к реальной действительности и в конечном итоге переходить в нее. Это требует от преподавателей изменения отношения к науке, овладения современной теорией обучения, формирования нового типа педагогического мышления. Все это является непременным условием интенсификации образовательного процесса в профессиональном образовании. Специфической особенностью среднего профессионального образования является одновременное осуществление двух видов подготовки — общеобразовательной и специально-технической. В условиях постоянного изменения в технике и технологии производства подготовка среднего руководящего звена должна строиться на органичном сочетании общеобразовательных и специально-технических знаний. Поэтому одной из важных проблем профессиональной педагогической деятельности является установление связей в содержании, формах и методах обучения будущих специалистов в условиях среднего профессионального образования. Единство всех компонентов образования является одной из ведущих идей, лежащих в основе развития современной средней профессиональной школы. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности важнейшей особенностью профессионально-педагогической деятельности является превращение интеграции в ведущую закономерность, основную тенденцию ее развития. Это отражается в ряде известных педагогических исследований (А.П. Беляева, М.Н. Берулава, В. Д. Семенов, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев и др.). Данный факт получает отражение и в законодательных актах, нормативных документах, в виде социального заказа на усиление внимания к проблемам педагогической интеграции. Так, Закон Российской Федерации «Об образовании», государственные образовательные стандарты, в которых подчеркиваются необходимость построения различных учебных дисциплин в едином психологическом и смысловом ключе с целью формирования у студенческой молодежи целостной картины мира, чувства взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы и человека. Среднее профессиональное образование должно соответствовать уровню развития науки, техники, технологии и культуры, тенденциям усиления взаимосвязи наук, их интеграции с производственными процессами, отвечать новым социальным требованиям, предъявляемым к подготовке специалиста среднего звена. Все это вызывает необходимость дальнейшего совершенствования содержания образования и повышения качества образовательного процесса в средней профессиональной школе. Задачи подготовки специалистов среднего звена выдвигают в качестве одного из важнейших требований к содержанию образования обеспечение единства общего и специально-технического образования, а также единство обучения и воспитания. Это требование предопределено особенностями усвоения знаний, умений и навыков, которые могут быть прочными и действенными только в том случае, если составляют целостную систему в сознании студентов, а также потребностями современного производства по обеспечению широкой политехнической основы обучения и профессиональной мобильности специалистов. В связи с этим особое значение приобретает проблема органичного сочетания специально-технического и общего образования, которая делает актуальной постановку задачи исследования возможностей рационального построения образовательного процесса в средней профессиональной школе на базе междисциплинарной интеграции. Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей; она связана с проблемой структурирования содержания образования, узловыми вопросами которой являются вычленение структурных элементов содержания образования и определение системообразующих связей между ними, что подтверждается сквозным значением этих вопросов в истории развития педагогических теорий, в процессе становления отечественной школы, а также тенденциями научных исследований в педагогике на современном этапе, так как даже «межпредметные связи в обучении отражают реальные связи той действительности, которая изучается каждым учебным предметом, тех видов деятельности, которыми должны овладеть ученики. Предметное же построение учебного плана создает опасность изоляции в сознании ученика знаний одного предмета от знаний другого, навыков и умений, даваемых в одном учебном предмете, от специфических навыков и умений, формируемых при изучении другого» (Томин Н.А.). В последние десятилетия значительно возрос научный интерес к разным аспектам интеграции в связи с усилением интегративных процессов на производстве, в экономике, науке и общественных отношениях. В отечественной и мировой педагогике имеется достаточно богатый опыт исследования проблем интеграции. Серьезный вклад в развитие интегративных проблем внесли специализированные научные сборники, посвященные анализу интеграционных процессов в области образовательной теории и практики. Изданы монографии, раскрывающие отдельные аспекты педагогической интеграции. Различные аспекты проблемы интеграции в педагогике исследованы многими известными учеными. В ряде исследований последнего времени рассматриваются: сущность интеграции как педагогический феномен (B.C. Безрукова, JI.B. 1арасов, Н.К. Чапаев), средства и виды интеграции при изучении отдельных дисциплин (С.В. Васильева, Ю.И.Дик, А.В. Усова), межпредметные связи как один из путей интеграции образования (ИД. Зверев, В.Н. Максимова), межпредметные связи как единство общего и специально-технического образования (К.Ш. Ахияров, А.Ф. Амиров, С.Я. Батышев, В.А. Волков, Д.М. Кирюшкин, В.Н. Федорова). Политехнический аспект проблемы междисциплинарной интеграции анализировался в педагогических исследованиях, особенно в области профессионального образования (П.Р. Атутов, К.Ш. Ахияров, АП. Беляева, Ткш- ников Ю.С. и др.). Авторы рассматривают межпредметные связи как средство реализации единства общего, политехнического и профессионального образования. Имеются достижения в области изучения других проблем, связанных с организацией обучения на интегратив- ной основе в системе общего среднего и среднего профессионального образования. К ним, в частности, относятся такие работы, как курс «Физика с основами астрономии» П.И. Самойленко и К.Д. Кикина, «Математика и конструирование» А.В. Белошистой и Н.В. Кабановой-Меллер. Многие вопросы теории и методики интегративного построения образовательного процесса в высшей, средней профессиональной и средней общеобразовательной школах нашли освещение в диссертационных исследованиях Р.И. Гурьяновой, В.А. Волкова, М.Н. Берулавы, Н.Ю. Борисовой, Л.П. Загорной, Д.Т. Мугалимова, Н.К. Чапаева и других. Но проблема междисциплинарной интеграции при подготовке специалистов среднего звена в техникумах и колледжах пока еще не обрела цельного теоретического обоснования. Большинство исследований по данной тематике посвящены частным вопросам взаимосвязей отдельных учебных дисциплин. В то же время результаты ряда исследований представляют собой определенный интерес при разработке общих теоретических основ междисциплинарной интеграции. Значительным вкладом ученых в решение проблемы в области среднего профессионального образования являются разработки методических вопросов, в результате чего стало возможным обоснование специфических принципов построения учебно-программных документов средних профессиональных учебных заведений на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования) — принципов единства и взаимосвязи общего и специально-технического образования, комплексности меж- дисплинарных связей, когда в качестве интегрирующего фактора выступают идеи, лежащие в основе современного комплекса научных, экономических и социальных проблем. Соединить в одно целое преподавание дисциплин всех трех циклов — это цель, достижение которой позволит значительно улучшить качество подготовки квалифицированных специалистов среднего звена. «Разработка любой методики или системы методов не может быть достаточно результативной без осуществления межпредметных связей. Без этого нельзя правильно построить учебный процесс, успешно формировать диалекти- ко-материалистическое мировоззрение» (Зверев И.Д.). Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы техникумов и колледжей позволяют утверждать, во-первых, что педагогическая интеграция исследуется на всех трех основных уровнях ее функционирования — методологическом, теоретическом и практическом; во-вторых, в настоящее время имеются подходы к определению объективных оснований и факторов интеграции (Г.И. Батурина, А.П. Беляева, М.Н. Безрукова, М.Н. Берулава, В.И. Загвязинский, B.C. Леднев, В.Н. Максимова и др.); к выявлению её структурных составляющих (А.С. Белкин, Н.Н. Тулькибаева); разработке средств технологического обеспечения педагогической интеграции (М.Н. Берулава, Ю.С. Ъонников, А.В. Усова, Н.К. Чапаев и др.); в-третьих, имеются некоторые противоречия: между целостной природой человека (студента) и наличием мощной системы дифференцированного образования (P.M. Асадуллин, А.С. Гаязов, Т.А. Ильина, З.А. Решетова); проводимой масштабной интегративной работой и отсутствием адекватного эффекта; в-четвертых, наименее разработанными являются проблемы исследования возможности рационального построения образовательного процесса в средней профессиональной школе на интегративной основе, в котором общедидактические интегративные закономерности были бы рассмотрены под углом зрения их функционирования в относительно конкретной сфере образования, в частности, в процессе изучения физики и специально-технических дисциплин в средней профессиональной школе на базе формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения специальностью. Объективная необходимость поиска более благоприятного режима обучения основам наук на интегративной основе в условиях средней профессиональной школы диктуется изменениями в науке, производстве, трудовой деятельности человека, вызванными усилением в них интеграционных процессов, обостряющих противоречия предметной системы обучения: между усвоением студентами разобщенных по учебным дисциплинам знаний и умений и необходимостью их комплексного применения в практической деятельности человека — противоречие, характеризующее практический аспект междисциплинарной интеграции в обучении; между необходимостью фундаментализации специально-технических и профилизации общетеоретических и ограниченностью этих подходов — противоречие, отражающее теоретический аспект междисциплинарной интеграции; между задачей формирования целостного индивидуального сознания личности студента и разобщенным отражением форм общественного сознания в различных учебных дисциплинах — противоречие, выделяющее мировоззренческий аспект взаимосвязей учебных дисциплин, особенно дисциплин разных циклов. А также большими технологическими возможностями интегративного построения образовательного процесса по сравнению с предметным. Таким образом, потребности теории и практики организации обучения в средней профессиональной школе в реализации идеи целесообразного интегрирования общеобразовательных и специально-технических дисциплин, с одной стороны; недостаточная научная обоснованность условий и методических рекомендаций их использования в образовательном процессе, с другой, позволяют выявить проблему разработки содержательно-технологических основ междисциплинарной интеграции в средней профессиональной школе. | |
Просмотров: 784 | |
Всего комментариев: 0 | |