Главная » Статьи » Мои статьи

Социально-экономические предпосылки интеграции знаний

Социально-экономические предпосылки интеграции знаний

 

В. Г. Иванов, зам. директора Уфимского авиационного техникума, к.п.н.

 

Источник: Иванов, В.Г. Социально-экономические предпосылки интеграции знаний  / В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2000. - № 11. – С. 38 - 40

 

Современное производство нуждается в таких специ­алистах среднего звена, которые могут широко и сознатель­но использовать знания, приобретенные в учебных заве­дениях, в своей профессиональной деятельности. Одним из путей обучения молодых специалистов среднего звена служит система средней профессиональной школы. Зада­чей средней профессиональной школы является подготов­ка специалистов широкого профиля, владеющих профес­сиональной мобильностью, навыками быстрой адаптации к условиям непрерывного обновления производства, ме­тодов контроля, взаимозаменяемости и качества, техноло­гии, усовершенствования организации труда.

В условиях рыночной экономики остро ощущается про­тиворечие между потребностями производства в высоко­квалифицированных, профессионально мобильных спе­циалистах и недостаточным уровнем профессионального обучения. Переход к подготовке высококвалифицирован­ных специалистов широкого профиля требует углубления и расширения базовых знаний: дифференциации и инте­грации содержания образования по основным видам и объ­ектам будущей профессиональной деятельности; усиления профессиональной ориентации, развития нестандартно­го и творческого мышления, исследовательских умений бу­дущих специалистов.

Важное место в развитии общества отводится системе образования, в том числе и системе среднего профессио­нального образования. Современное производство требу­ет от технических кадров высокого уровня профессиональ­но-педагогических знаний. Подготовка такого роДа спе­циалистов возможна только в том случае, если, во-первых, становление личности студента будет осуществляться в рам­ках модели обучения и воспитания, которая отражает ре­альную действительность; во-вторых, эта модель по мере своего развития будет приближаться к реальной действи­тельности и в конечном итоге переходить в нее. Это тре­бует от преподавателей изменения отношения к науке, ов­ладения современной теорией обучения, формирования но­вого типа педагогического мышления. Все это является не­пременным условием интенсификации образовательного процесса в профессиональном образовании.

Специфической особенностью среднего профессио­нального образования является одновременное осуществ­ление двух видов подготовки — общеобразовательной и специально-технической. В условиях постоянного изме­нения в технике и технологии производства подготовка среднего руководящего звена должна строиться на орга­ничном сочетании общеобразовательных и специально-тех­нических знаний. Поэтому одной из важных проблем про­фессиональной педагогической деятельности является установление связей в содержании, формах и методах обу­чения будущих специалистов в условиях среднего профес­сионального образования.

Единство всех компонентов образования является од­ной из ведущих идей, лежащих в основе развития совре­менной средней профессиональной школы.

В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности важнейшей особенностью профессионально-педагогической деятельности является превращение интеграции в ведущую закономерность, ос­новную тенденцию ее развития. Это отражается в ряде из­вестных педагогических исследований (А.П. Беляева, М.Н. Берулава, В. Д. Семенов, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев и др.). Данный факт получает отражение и в законодатель­ных актах, нормативных документах, в виде социального заказа на усиление внимания к проблемам педагогической интеграции. Так, Закон Российской Федерации «Об обра­зовании», государственные образовательные стандарты, в которых подчеркиваются необходимость построения раз­личных учебных дисциплин в едином психологическом и смысловом ключе с целью формирования у студенческой молодежи целостной картины мира, чувства взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы и человека.

Среднее профессиональное образование должно соот­ветствовать уровню развития науки, техники, технологии и культуры, тенденциям усиления взаимосвязи наук, их ин­теграции с производственными процессами, отвечать но­вым социальным требованиям, предъявляемым к подго­товке специалиста среднего звена. Все это вызывает необ­ходимость дальнейшего совершенствования содержания образования и повышения качества образовательного процесса в средней профессиональной школе.

Задачи подготовки специалистов среднего звена выдви­гают в качестве одного из важнейших требований к содер­жанию образования обеспечение единства общего и спе­циально-технического образования, а также единство обучения и воспитания. Это требование предопределено особенностями усвоения знаний, умений и навыков, ко­торые могут быть прочными и действенными только в том случае, если составляют целостную систему в сознании сту­дентов, а также потребностями современного производст­ва по обеспечению широкой политехнической основы обу­чения и профессиональной мобильности специалистов.

В связи с этим особое значение приобретает пробле­ма органичного сочетания специально-технического и об­щего образования, которая делает актуальной постанов­ку задачи исследования возможностей рационального построения образовательного процесса в средней профес­сиональной школе на базе междисциплинарной интегра­ции.

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития науч­ных основ педагогики, так и для практической деятельно­сти преподавателей; она связана с проблемой структури­рования содержания образования, узловыми вопросами ко­торой являются вычленение структурных элементов содер­жания образования и определение системообразующих свя­зей между ними, что подтверждается сквозным значени­ем этих вопросов в истории развития педагогических те­орий, в процессе становления отечественной школы, а так­же тенденциями научных исследований в педагогике на со­временном этапе, так как даже «межпредметные связи в обучении отражают реальные связи той действительнос­ти, которая изучается каждым учебным предметом, тех ви­дов деятельности, которыми должны овладеть ученики. Предметное же построение учебного плана создает опас­ность изоляции в сознании ученика знаний одного пред­мета от знаний другого, навыков и умений, даваемых в од­ном учебном предмете, от специфических навыков и уме­ний, формируемых при изучении другого» (Томин Н.А.).

В последние десятилетия значительно возрос научный интерес к разным аспектам интеграции в связи с усилени­ем интегративных процессов на производстве, в экономи­ке, науке и общественных отношениях.

В отечественной и мировой педагогике имеется доста­точно богатый опыт исследования проблем интеграции. Се­рьезный вклад в развитие интегративных проблем внесли специализированные научные сборники, посвященные анализу интеграционных процессов в области образова­тельной теории и практики. Изданы монографии, раскры­вающие отдельные аспекты педагогической интеграции. Различные аспекты проблемы интеграции в педагогике ис­следованы многими известными учеными. В ряде иссле­дований последнего времени рассматриваются: сущность интеграции как педагогический феномен (B.C. Безрукова, JI.B. 1арасов, Н.К. Чапаев), средства и виды интеграции при изучении отдельных дисциплин (С.В. Васильева, Ю.И.Дик, А.В. Усова), межпредметные связи как один из путей ин­теграции образования (ИД. Зверев, В.Н. Максимова), меж­предметные связи как единство общего и специально-тех­нического образования (К.Ш. Ахияров, А.Ф. Амиров, С.Я. Батышев, В.А. Волков, Д.М. Кирюшкин, В.Н. Федо­рова). Политехнический аспект проблемы междисципли­нарной интеграции анализировался в педагогических ис­следованиях, особенно в области профессионального об­разования (П.Р. Атутов, К.Ш. Ахияров, АП. Беляева, Ткш- ников Ю.С. и др.). Авторы рассматривают межпредметные связи как средство реализации единства общего, политех­нического и профессионального образования.

Имеются достижения в области изучения других про­блем, связанных с организацией обучения на интегратив- ной основе в системе общего среднего и среднего профес­сионального образования. К ним, в частности, относятся такие работы, как курс «Физика с основами астрономии» П.И. Самойленко и К.Д. Кикина, «Математика и констру­ирование» А.В. Белошистой и Н.В. Кабановой-Меллер.

Многие вопросы теории и методики интегративного по­строения образовательного процесса в высшей, средней профессиональной и средней общеобразовательной шко­лах нашли освещение в диссертационных исследованиях Р.И. Гурьяновой, В.А. Волкова, М.Н. Берулавы, Н.Ю. Бо­рисовой, Л.П. Загорной, Д.Т. Мугалимова, Н.К. Чапаева и других.

Но проблема междисциплинарной интеграции при под­готовке специалистов среднего звена в техникумах и кол­леджах пока еще не обрела цельного теоретического обос­нования. Большинство исследований по данной темати­ке посвящены частным вопросам взаимосвязей отдельных учебных дисциплин. В то же время результаты ряда иссле­дований представляют собой определенный интерес при разработке общих теоретических основ междисциплинар­ной интеграции.

Значительным вкладом ученых в решение проблемы в области среднего профессионального образования явля­ются разработки методических вопросов, в результате че­го стало возможным обоснование специфических прин­ципов построения учебно-программных документов сред­них профессиональных учебных заведений на основе Го­сударственных требований к минимуму содержания и уров­ню подготовки выпускников (государственного образова­тельного стандарта среднего профессионального образо­вания) — принципов единства и взаимосвязи общего и спе­циально-технического образования, комплексности меж- дисплинарных связей, когда в качестве интегрирующего фактора выступают идеи, лежащие в основе современно­го комплекса научных, экономических и социальных проблем.

Соединить в одно целое преподавание дисциплин всех трех циклов — это цель, достижение которой позволит зна­чительно улучшить качество подготовки квалифицирован­ных специалистов среднего звена.

«Разработка любой методики или системы методов не может быть достаточно результативной без осуществления межпредметных связей. Без этого нельзя правильно пост­роить учебный процесс, успешно формировать диалекти- ко-материалистическое мировоззрение» (Зверев И.Д.).

Анализ психолого-педагогической литературы, изуче­ние опыта работы техникумов и колледжей позволяют ут­верждать, во-первых, что педагогическая интеграция ис­следуется на всех трех основных уровнях ее функциони­рования — методологическом, теоретическом и практиче­ском; во-вторых, в настоящее время имеются подходы к определению объективных оснований и факторов интег­рации (Г.И. Батурина, А.П. Беляева, М.Н. Безрукова, М.Н. Берулава, В.И. Загвязинский, B.C. Леднев, В.Н. Макси­мова и др.); к выявлению её структурных составляющих (А.С. Белкин, Н.Н. Тулькибаева); разработке средств тех­нологического обеспечения педагогической интеграции (М.Н. Берулава, Ю.С. Ъонников, А.В. Усова, Н.К. Чапаев и др.); в-третьих, имеются некоторые противоречия: меж­ду целостной природой человека (студента) и наличием мощной системы дифференцированного образования (P.M. Асадуллин, А.С. Гаязов, Т.А. Ильина, З.А. Решетова); проводимой масштабной интегративной работой и отсут­ствием адекватного эффекта; в-четвертых, наименее раз­работанными являются проблемы исследования возмож­ности рационального построения образовательного про­цесса в средней профессиональной школе на интегратив­ной основе, в котором общедидактические интегративные закономерности были бы рассмотрены под углом зрения их функционирования в относительно конкретной сфере образования, в частности, в процессе изучения физики и специально-технических дисциплин в средней професси­ональной школе на базе формирования профессиональ­но значимых знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения специальностью.

Объективная необходимость поиска более благоприят­ного режима обучения основам наук на интегративной ос­нове в условиях средней профессиональной школы дик­туется изменениями в науке, производстве, трудовой де­ятельности человека, вызванными усилением в них инте­грационных процессов, обостряющих противоречия пред­метной системы обучения:

между усвоением студентами разобщенных по учеб­ным дисциплинам знаний и умений и необходимостью их комплексного применения в практической деятельности человека — противоречие, характеризующее практический аспект междисциплинарной интеграции в обучении;

между необходимостью фундаментализации специ­ально-технических и профилизации общетеоретических и ограниченностью этих подходов — противоречие, отража­ющее теоретический аспект междисциплинарной интег­рации;

между задачей формирования целостного индивиду­ального сознания личности студента и разобщенным от­ражением форм общественного сознания в различных учеб­ных дисциплинах — противоречие, выделяющее мировоз­зренческий аспект взаимосвязей учебных дисциплин, особенно дисциплин разных циклов. А также большими технологическими возможностями интегративного пост­роения образовательного процесса по сравнению с пред­метным.

Таким образом, потребности теории и практики орга­низации обучения в средней профессиональной школе в реализации идеи целесообразного интегрирования обще­образовательных и специально-технических дисциплин, с одной стороны; недостаточная научная обоснованность ус­ловий и методических рекомендаций их использования в образовательном процессе, с другой, позволяют выявить проблему разработки содержательно-технологических ос­нов междисциплинарной интеграции в средней профес­сиональной школе.

Категория: Мои статьи | Добавил: Valerij (01.06.2015)
Просмотров: 784 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar