Главная » Статьи » Мои статьи

Интегративно-проектное обучение при системном подходе к подготовке компетентных специалистов

УДК 37.014.53

Иванов В.Г., Мустаев А.Ф. (РФ)

ИНТЕГРАТИВНО-ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Дисциплинарный подход, разобщённость учебного материала становятся той причиной, которая приводит к фрагментарности мировоззрения как выпускника школы, так и к неподготовленности к профессионально-педагогической деятельности выпускника педагогического вуза, в то время как в современном мире преобладают тенденции к интеграции во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере профессиональной деятельности. Самостоятельность учебных дисциплин в вузе, слабая связь друг с другом, с педагогикой, психологией и методикой преподавания, порождают серьёзные трудности в формировании у будущих педагогов целостного представления о предстоящей профессиональной деятельности.

«Педагогический мир часто парадоксален. Великие мыслители заклады­вают традиции и направления развития образования, определяющие портрет будущей педагогики. Однако положения, выдвигаемые ими и признавае­мые источниками этого движения, часто не приносят ожидаемого эффекта. Почему же так происходит? Отчего благородные идеи, глубокие философ­ские учения, фундаментально проработанные программы преобразований приобретают такие парадоксальные формы и, в конечном счете, перестают служить ориентирами для педагогики? Ответов на доставленные вопросы так же много, как и людей, которые их задают. Но один из ответов лежит на поверхности - причина зачастую заключается в неспособности большинства людей воспринимать мир во всей полноте его проявлений, отражая все много­образие отношений бытия» [4, 169].

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения, уровня воспитанности личности обучающегося и его социализация в профессиональном сообществе были и остаются приоритетными в современной профессиональной педагогике.

В концепции модернизации образования способность студентов к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тренды в области образования. Этот показатель и ещё такие, как функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи, на основе приобретенных за период обучения профессиональных компетенций, в совокупности с уровнем общего развития, являются качественными характеристиками выпускников.

Совершенствование системы подготовки профессионально-педагогических кадров, разрешение проблем подготовки эффективных профессионалов, не могут быть реализованы за пределами методологии системного анализа.

В ранних исследованиях было выявлено, что влияние системного анализа на организацию образовательного процесса достаточно велика. Системный анализ привнес значительные перемены в образ мышления, восприятия предметов и явлений. В современной педагогической науке комплексный подход к системному анализу представляется методологическим инструментом, с учетом которого изучаются, либо формируются целые педагогические области, выявляется их устройство, закономерные связи. В основе целостного, системного подхода как способа научного синтеза находится классификация, которая окончательным результатом предполагает целостное представление познаний об объектах педагогической действительности. Данная процедура дает возможность не только установить системообразующие элементы, и выработать их иерархическую структуру, но и предсказать алгоритм и степень познавательных и практических действий по изучению и переустройству педагогических объектов в обучении и воспитании.

Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей в процессе обучения [9, 16, 21], дают основание предположить, что педагогической технологией отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает обучающихся проявлять способность:

к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;

к целеполаганию;

к самообразованию и самоорганизации;

к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

умения делать выбор и принимать решения.

Как показывает системный анализ образовательного процесса вузов, задача, стоящая перед образовательными организациями, в том числе и перед педагогическим вузом, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новой педагогической технологии – проектного обучения.

Проектный подход органично вписывается в методологию системной организации учебного процесса по формированию профессиональных компетенций. Общая концепция методологии теории систем подразумевает разные нюансы системного анализа структуры предметов: системно-структурный, структурно-многофункциональный, генетический, координационный. В нашей работе мы определили проблему раскрытия способности системно-структурной подготовки специалистов на стадии теоретического обучения и практической подготовки, возможных путей формирования и развития профессиональной компетентности будущего конкурентоспособного педагога. Анализ большого спектра трудов по различным тенденциям профессиональной подготовки будущих учителей позволяет нам сделать вывод о том, что нынешние содержание, сущность, структура подготовки и сами образовательные организации во многом не отвечают потребностям современного периода социального реформирования. В современных в условиях развития целевых, структурных, научно-технических и технологических образующих, профессиональное образование сопряжено с пересмотром его составляющих, конфигураций и способов, с условиями парадигмы «образование через всю жизнь». Основная цель здесь нам видится как гарантирование единства теоретической и практической подготовки и всесторонность развития будущего профессионала.

Актуальность технологии проектного подхода к обучению, для современного образования, определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и основными компетенциями происходит многостороннее развитие личности педагога.

Существующая практическая деятельность в области подготовки учителя, способного конкурировать на рынке труда, не формирует у них целостного представления об объекте будущей профессиональной деятельности и не дает возможности получать необходимые профессиональные компетенции. Нужны новые подходы к формированию и развитию профессионально значимых компетенций у студентов в процессе их обучения. Профессиональная подготовка, выстроенная на принципах поэлементного овладения знаниями без учета системы формирования компетенций на основе взаимодействия производства и образовательной организации, не разрешает проблему целостного восприятия трудовых функций, как характеристики специалиста. Знания, приобретенные за рамками формального обучения, без увязки их с реальными методами предстоящей профессиональной деятельности, существенно усложняют процедуру вхождения выпускников в «профессию», тормозят их развитие и профессиональный, карьерный рост. В связи с этим, существенно важным, является поиск путей и способов совершенствования профессиональной подготовки, чтобы в результате получить профессиональные кадры с интегрированными способностями, и желанием саморазвиваться.

Современная педагогическая концепция утверждает новые подходы, нацеленные на дальнейшую гуманизацию образовательной деятельности, развитие и саморазвитие личности. Объективные связи между построением образовательного процесса и становлением компетентного специалиста - факт, не вызывающий сомнений. Вид данных связей подразумевает, что формирование обучающихся, как субъектов профессиональной деятельности, предполагает особый способ построения образовательного процесса. Отличительной особенностью такого процесса представляется движение от абстрактных целей образования к конкретным результатам обучения, при этом формирование и логика технологии образовательного процесса должна формироваться в соответствии с закономерностями развития личности от студента до компетентного специалиста. Опыт профессиональной подготовки специалистов «позволяет рассматривать дуальную форму обучения на основе сочетания теоретической фундаментальной подготовки в учебном заведении с непрерывной производственной практикой на базовых предприятиях при активном взаимовыгодном сотрудничестве образования и производства как предпочтительную» [13]. Сказанное подтверждает необходимость внедрения метода проектов в образовательный процесс, так как он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы [8]. Данная педагогическая технология ориентирована не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение обучающихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Таким образом, проектный метод предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [17].

Отличительной особенностью подобного построения образовательного процесса является единство способов формирования и развития компетенций, и способности выполнять соответствующие трудовые функции (а формирование и развитие личности, как субъекта профессии, должно происходить в логике требований образовательных и профессиональных стандартов). Характеризуя своеобразность целостного педагогического процесса, В А. Сластенин акцентировал внимание на то, что для него должны соблюдаться характерные взаимозависимые условия в содержательно-целевом, организационном и операционально-технических аспектах [18].

Образовательный процесс в профессиональном образовании реализуется в ходе формирования и развития у обучающихся компетенций, при изучении отдельных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей, каждый из которых представляет собой особую проекцию той или иной трудовой функции и формы общественного опыта на плоскость формирования компетенций. Данное проецирование определяется собственными закономерностями и обусловливается целями обучения, особенностями процесса формирования и развития компетенций, уровнем способности и готовности личности к процессу развития и саморазвития.

Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее» [14].

Изучение дидактической литературы по профессиональ­ной педагогике позволило определить, что в решении про­блемы наметилось несколько линий. Среди них ведущими стали тенденции к фундаментализации специальных дис­циплин и профилизации общетеоретических. Однако оба эти подхода оказываются ограниченными и не дают ожи­даемого результата. Как водится в таких случаях, ключ к ре­шению проблемы следует искать в интеграции этих подхо­дов, которую можно определить как единство фундамента­лизации и профилизации.

Такой подход требует выстраивать всю систему знаний о явлениях и закономерностях их функционирования, присущих объекту профессиональной деятельности. Имея перед собой инвариант профессионального знания, в котором отражаются все общие признаки явлений, происходит дальнейшее развертывание знаний, последовательность и связи между которыми вскрывают механизмы развития и функционирования объ­екта как целого сначала в абстрактных формах, далее поз­воляя описать объект конкретнее.

Такая логика развития знаний требует усвоения их в тех видах и формах, которые являются адекватными профес­сиональной деятельности [3].

Задачи профессиональной школы и закономерности формирования и развития личности устанавливают логику построения процесса формирования компетенций в соответствии с особенностями профессии и выполняемыми трудовыми функциями.

В данном случае мы соглашаемся с О.С. Анисимовым, утверждавшим, что «принцип «выращивания» является стартовым для проявления специфики будущей трудовой деятельности [5]. Другие принципы расширяют либо дополняют данный принцип. Рассматривая образовательный процесс в профессиональной школе с данной точки зрения, можем утверждать, что образовательная организация активизирует формирование индивидуальных и профессиональных свойств будущего специалиста, т.е. активизирует формирование и развитие требуемых, для будущей профессиональной деятельности, компетенций, стимулирует их к овладению профессионально значимыми знаниями. Будущие специалисты должны не только усваивать знания, приобретать, формировать и развивать компетенции, но и развивать методы исполнения, применения их в условиях реального производства. Современная образовательная политика обязана исходить из потребности субъектно-ориентированного формирования и саморазвития личности как субъекта профессиональной деятельности, готового не только лишь пользоваться готовыми технологиями, но и формировать и реализовывать персональные креативные проекты. За период обучения, в вузе обучающийся обязан не только приобрести навыки профессиональной работы согласно стандарту, однако и осознанного конструирования ее, умение производить оценку результативности и эффективности собственной деятельности.

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов - как компонент системы, как педагогическая технология [12]. Эта технология определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого воспитанника, его интересов и потребностей.

Исходя из вышесказанного, можем утверждать, что применение системного подхода к построению образовательного процесса является не самоцелью, а основой результативной стратегии исследования нормативного, программного и учебно-методического обеспечения этого процесса. Системный подход позволяет действительно реализовывать процедуру совершенствования подготовки эффективных педагогов, с учетом того, что «формирование профессиональной самоэффективности будущего специалиста становится актуальным в двух ключевых аспектах: социально-профессиональном и образовательном» [6, с. 61].

Актуальность и необходимость обновления методов и технологий подготовки специалистов для повышения результативности профессиональной подготовки отмечает и Р.М. Асадуллин. Он утверждает, что «новая стратегия подготовки специалистов в высшей школе, определяя пути практической реализации инновационного образовательного процесса в вузе, в то же время выявляет и необходимость более глубокого научно-теоретического и научно-­методического осмысления объективности и результативности внедряемых инноваций. Основная проблема состоит в том, что эффективность и качество образования стали оцениваться по конечному результату и измеряться уровнями владения, предусмотренными стандартом, общекультурными и профессиональными компетенциями, то есть показателями функциональной подготовки будущих специалистов и руководителей производств» [1, с. 4].

«В этих условиях становится очевидным, что образование приобретает новый характер. Перед ним ставятся задачи готовить людей, способных воспринять свободу и принять на себя ответственность, формировать поколение, обладающее новым мировоззрением и способное руководствоваться ценностями, признающими в качестве приоритетов человека и его интересы. Для этого образование должно отказаться от рудиментов «школы прошлого» и создать условия для всестороннего развития человека предоставив ему возможность выбора индивидуальной образовательной траектории» [4, с. 170].

Главным обстоятельством применения системного подхода к организации образовательного процесса является представление обучающимся объекта будущей профессиональной деятельности в логике его целостного представления будущей профессиональной деятельности, что задается при помощи интегрированных развивающих тренировочных задач и по степени овладения соответствующими критериями создает логику мышления будущего специалиста

Системная организации учебного материала при проектном обучении, как показали результаты исследования, формирует особые методы ориентировки в профессиональной сфере, что дает возможность обучающимся понимать внутренние структурные взаимосвязи между объектами реальной профессиональной среды. Данный подход дает возможность одновременно осваивать необходимые знания, для формирования компетенций, как на теоретическом, так и на практическом уровнях. «Организация учебного материала дикту­ет особую логику форм учебно-профессиональной деятельности сту­дентов, позволяющую моделировать и конструировать познаватель­ные и практические задачи будущей профессиональной деятельно­сти» [2, c. 41].

Таким образом, в образовательном процессе, обучающиеся для успешного формирования и развития профессионально значимых компетенций, сначала должны овладеть общими и общепрофессиональными компетенциями. Подобная деятельность сопровождается формированием общего представления об объекте будущей трудовой деятельности. При исследовании образовательного процесса мы опирались на теорию фундаментализации учебного материала, разработанную З.А. Решетовой [15], принятой в практику профессионального образования и на концепции содержательного обобщения В.В. Давыдова [7]. Сущность вопроса структурирования учебного материала заключается в выделении неких профессионально значимых элементов, т.е. элементов, отражающих содержание объекта профессиональной деятельности, его целостную структуру.

Профессиональное подготовка включает в себя формирование первоначальных представлений об объекте будущей профессиональной деятельности, научных понятий на различном предметном содержании, и как результат формирование специфического содержания мышления. Овладение академическими знаниями в ходе обучения обязано осуществляться при помощи развития научно-теоретических обобщений и их систематизации.

  • общетеоретическое исследование и экспериментальная работа с будущими педагогами подвели нас к убеждению о возможности применения утверждений содержательного обобщения в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций. Способ введения знаний в профессиональном образовании может быть и другим. Необходим другой, комплексный подход к развитию профессиональных понятий, мышления и деятельности. Практическая деятельность по подготовке обучающихся к профессиональной деятельности заключается в том, что уже в ходе овладения знаниями, необходимыми для формирования профессионально значимых компетенций, показывающих глубину и разнообразие фактов и явлений, будущий учитель обязан научиться выделять профессиональный аспект образования и использовать их в своей профессиональной деятельности, а это возможно при сочетании интегративного и проектного подходов. Необходимо, во-первых, акцентирование внимания на общие формы теоретического отображения необходимых явлений независимо от их источника, во-вторых - предложение комплекса интегрированных учебных действий, предельно приближающих учебную деятельность обучающихся к условиям реальной профессиональной деятельности. Способ выявления основных принципов профессиональных знаний должен быть единым методом и орудием их изучения и усвоения. Он заключается в том, что знакомить обучающихся надо не с отдельными сторонами будущей профессиональной деятельности, не формировать компетенции без внутренней взаимосвязи, а рассматривать их с точки зрения их интеграции и комплексности. Таким образом, профессиональные компетенции должны стать тем каркасом, на который накладывается содержание учебных дисциплин, закономерно и логично способствующие формированию и развитию всего комплекса компетенций, необходимых выпускнику для успешного включения в профессиональную деятельность. На основе каркаса, должна выстраиваться вся система знаний о явлениях, закономерностях и связях, присущих объекту и пред­мету профессиональной деятельности.

С другой стороны, сама логика выстраивания содержания учебного материала диктует особенную форму организации учебно-профессиональной работы обучающихся, позволяющую формировать и развивать профессионально значимые компетенции через проектную деятельность.

Исходя из сказанного отметим, что особенностью современного педагогического вуза является интеграция знаний о развитии окружающего мира и общества с необходимыми для профессиональной деятельности компетенциями. Знания, приобретенные обучающимися при изучении учебных дисциплин, должны пронизываться множеством взаимосвязей и складываться в целостную картину, позволяя им формировать необходимые компетенции и органично вписаться в профессионально-педагогическое сообщество в частности и общество в целом. Между тем скорость изменения информации, необходимой для адаптации и ориентации выпускника к профессиональной действительности, сегодня так высока, что необычайно остро стоит вопрос о формировании оптимального набора компетенций и способов деятельности, призванных обеспечить универсальность полученного в педагогическом вузе образования.

Заметим, что «в образовательном процессе, основу которого составляет учебная деятельность по освоению конкретной дисциплины, у студентов формируются способы открытия и применения знаний, но при этом не происходит овладение профессиональной деятельностью, …… все компоненты успешного решения задач воспитания и обучения должны быть объединены в одну функциональную систему, обеспечивающую согласованное существование и развитие в образовательном процессе двух деятельностей - учебной и профессиональной» [1, с. 25]. А это возможно при проектном подходе к организации учебного процесса.

Формирование личности бу­дущего учителя связывается не толь­ко с усвоением знаний; овладением общими способами про­фессионального мышления; особенностями учебно-профессиональ­ной деятельности студентов; сознательным применением различных учебных действий и логических операций; диалектическим, логи­ко-эвристическим мышлением, которые, безусловно, нужны, но и с реальными образовательными процессами в образовательных организациях. Должна происходить интеграция «внутренней» и «внешней» сред, которая рассматривается нами как один из важнейших факторов формирования и развития профессионально значимых компетенций [11]. В этом отношении тяжесть решения проблем все больше ложится «на образовательные организации профессионального образования, которые функционируют на стыке производства и профессионального образования» [19, c. 38].

Поэтому, определяя цели изучения того или иного материала необ­ходимо учитывать, что в образовательном процессе для обучающихся должны доминировать две задачи: первая - выяснить, что должно усваиваться субъектами учебно-профессиональной деятельности; вто­рая -определить, как и на основе каких действий будет происходить формирование необходимых ему компетенций.

Наше исследование показало, что формирование обучающегося как специалиста, профессионала должно ид­ти путем постепенного вхождения его в реальную профессиональную деятельность. При этом мысль познающего субъекта должна всегда вос­принимать профессиональную действительность как целостное яв­ление.

Изучение сути профессиональной деятельности должно осуществляться во взаимосвязи с формируемыми компетенциями и предстоящими трудовыми функциями.

Переходы от одной компетенции к другой рассматриваются как последовательные логические моменты, или ступени одного и того же процесса формирования специалиста, как вариантный сценарий профессиональной подготовки. Чтобы понять какое-либо явление или процесс, не­обходимо выявить его происхождение и мысленно проследить всю цепочку его изменений до окончательного состояния.

Исследование показало, что обучающимся следует подвергать анализу один и тот же материал в различной степени его теоретического описания и использовать разные подходы для его отражения. Данное условие требует учета динамики развития субъектного воззрения будущего педагога. В связи с этим, не следует с первого занятия погружать их во весь технологический процесс будущей профессиональной деятельности. Они должны иметь, в первую очередь, представление об объекте своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому понятия, которыми должен оперировать буду­щий квалифицированный педагог, учитель, от занятия к занятию должны уточня­ться, содержательно наполняться и конкретизируясь, увязываться с формируемыми компетенциями и дальнейшими трудовыми функциями.

При соотнесении совокупности современных требований и общих научных направлений с уже имеющимися знаниями о содержании образования, формах и методах обучения выявляются противоречия, которые определяют проблемы. Разрешение этих проблем, совершенствование профессионального образования возможно при правильном проектировании образовательного процесса. Поэтому проектирование мы отмечаем как одно из условий совершенствования образовательного процесса.

Несомненно, внедрение новой технологии (новых подходов, новых методов) требует временных затрат и обоснования. Внедрение и дальнейшее совершенствование образовательного процесса неразрывно связано с личностью преподавателя, его профессионализмом, с одной стороны, и новыми критериями оценки знаний, умений и навыков студентов, с другой. Таким образом, необходимо отметить что: образовательный процесс; личность преподавателя; критерии оценки обучающихся и требования к специалистам – это звенья одной цепи, и они должны развиваться параллельно, чтобы получить в результате целостный образовательный процесс. При этом их интеграция должна происходить по двум направлениям, или по ее основным «векторам»: по «горизонтали» и по «вертикали» [20].

Вышесказанное дает нам возможность сделать два заключения:

во-первых про­фессиональная действительность является предметом методологиче­ского, теоретического и прикладного описания всех своих явлений, и выполнение ее возможно определенным на­бором компетенций;

во-вторых, действия по формированию личности в соответствии с целями профессионального образования носят многоуровневый характер, а решение задач каждого этапа практи­ческой деятельности обеспечивается адекватными этому уровню компетенциями.

Такой подход к реализации единства теории и практики возмо­жен при принципиально иной технологии образовательного процес­са, предполагающей использование во взаимосвязи диалектических, технологизированных, формирующих методов формирования компетенций.

Предложенный способ построения процесса формирования компетентного педагога позволяет двигаться от целого к целому, но в логике развертывания ее абстрактных форм представленности к более конкретным, охватывать сначала общие формы целостности, лишь затем переходить к их частным проявлениям. Системный подход требует выстраивания всей системы формируемых компетенций в закономерностях их функционирования, и присущих объек­ту профессиональной деятельности.

Последовательность изучения учебного материала предполагает одновременное решение студентами двух последовательных за­дач. Первая из них связана с выделением объекта познания, его при­знаков, определением его содержания и структуры, описанием свя­зей и отношений между элементами, алгоритмов преобразования; вто­рая - с его описанием, механизмом функционирования и развития, формулированием правил и норм преобразовательных действий. Вторую группу составляют методы целеполагания, планирова­ния, исполнения, оценки и контроля учебной деятельности студен­тов как субъектов образовательного процесса.

При реализации всех рассмотренных условий обес­печивается включение студентов в образовательный процесс в качестве субъекта собственной профессиональной деятельности, что позволяет вписать обучение в контекст профессиональной деятельности.

 

Список использованных источников

 

  1. Асадуллин Р.М. Педагогика субъектно-ориентированного образования [Текст] / Р.М.Асадуллин. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. – 131 с.
  1. Асадуллин Р.М. Системный подход в профессиональной подготовке студентов / Р.М. Асадуллин, В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2004. - № 4. – С. 40 – 42.
  1. Асадуллин Р.М. Системная логика построения образовательного процесса / Р.М. Асадуллин, В.Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. – 2000. - № 14. – С.14.
  1. Асадуллин Р.М. Человек в зеркале педагогики / Асадуллин Р.М. БГПУим.М.Акмуллы. – М.: Наука. 2013. – 217 с.
  1. Анисимов О.С. Методология: сущность и события М., 2007. – 502 с.
  1. Габитова Э.М. Дополнительные профессиональные компетенции в современной подготовке специалиста / Л.В. Вахидова, В.Э. Штейнберг, Э.М. Габитова // Образовательные технологии. – 2015. – №4 – С. 59-64.
  1. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). — М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  1. Джонс Дж. Методы проектирования [Текст] / Дж. Джонс. - М.: Мир, 1989.- 326 с.].
  1. Дидактика технологического образования: книга для учителя. Часть 2 [Текст] / под ред. Атутова П.Р. - М.: Просвещение, 1988. - 241с.
  1. Иванов В.Г. Формирование профессиональной компетентности/ В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 69-70.
  1. Masalimova, Alfiya R. and Valery G. Ivanov (2016). Formation of Graduates’Professional Competence in Terms of Interaction Between Educational Environment and Production. International Journal of Environmental and Science Education 11 (9):2735-2743. doi:10.12973/ijese.2016.716a.
  1. Моор, М.В. Проектная методика обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов [Текст]/М.В. Моор // Среднее профессиональное образование.- 2012.- №4.- стр. 92.
  1. Мухаметзянова Г.В, Айтуганов И. М., Корчагин Е. А., Матухин Е. Л., Самолдина Л. Н., Сафин Р. С. Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации // КПЖ. 2010. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n /vzaimodeystvie-obrazovaniya-i-proizvodstva-soderzhanie-modeli-realizatsii (дата обращения: 30.01.2017).
  1. Полат, Е.С. Типология телекоммуникационных проектов [Текст]/ Е.С. Полат // Наука и школа.- 1997.- № 4.- С. 12-17.
  1. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.-207 с.
  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
  1. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий. Т.2. [Текст]/Н.П. Сибирская//Энциклопедия профессионального образования в 3 т. - М, 2009.- С. 344-345.].
  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
  1. Ткаченко Е.В. Развитие профессионального образования и дифференциация компетенций как его важная тенденция / Ткаченко Е.В., Штейнберг В.Э. // Коллективная монография «Актуальные проблемы профессионального и высшего образования» / Авторы-составители: С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. - 242 с. ISBN 978-5-9908442-8-5. С. 37-46.
  1. Ткаченко Е.В. Интеграционные процессы в профессиональном образовании. В сб. науч. труд.: Понятийный аппарат педагогики и образования / Отв. ред. М. А. Галагузова. – Вып. 5 - Урал. Гос. Пед. Ун-т. - М.: ВЛАДОС. - 2007. - C. 303-312.
  1. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование.- 2003. - №2. - С. 58-64.
Категория: Мои статьи | Добавил: val-ivanov (31.01.2018)
Просмотров: 371 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar