Главная » Статьи » Мои статьи

Проблематика развития и оценки качества профессионального образования

Источник: Иванов, В.Г. Проблематика развития и оценки качества профессионального образования / В.Г.Иванов, Т.А.Иванова //Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 30 мая 2015 г.: Часть 7. - Тамбов, 2015. – с.45 - 47

http://ucom.ru/doc/conf/2015.05.30.07.pdf

Качество высшего образования признано в мировом образовательном сообществе основополагающим фактором и условием дальнейшего развития системы высшего образования и, в целом, научно-технического и социально-культурного прогресса стран.

Сложность рассматриваемого вопроса заключается в том, что оценка качества образования связана с рядом противоречий: отсутствие тезауруса; стабильность и, в то же время, изменчивость образования; выделение качества профессионального образования; теоретическое и практическое обучение; обучение профессиональным дисциплинам и практика решения стандартных профессиональных задач; декларируемые гуманистические и реальные технологические подходы к оценке качества образования студента; владение выпускниками фундаментальными знаниями и слабая готовность выполнять профессиональные обязанности.

Человек может успешно выполнять профессиональную деятельность, если он владеет способами ее осуществления, представляет возможные варианты последствий, имеет способности к ее реализации - что свидетельствует о качестве профессионального образования. Основными компонентами качества образования является понятийно-образная информация о мире и сложившиеся в опыте жизни "схемы" умственных действий, управляющие извлечением, преобразованием, приумножением и практическим использованием этой информации.

Качество профессионального образования в целом состоит, с одной стороны, из отдельных качеств, а с другой - является системой, предназначенной для решения конкретных профессиональных задач. Поэтому основным связующим отдельные параметры звеном является стандартная профессиональная задача.

Анализируя федеральные государственные стандарты профессионального образования, отметим, что основой российской системы профессионального образования является теоретическое, а не практическое обучение, направленное на умение действовать в конкретной профессиональной ситуации. В стандартах профессионального образования отсутствует описание связи и последовательности реализации отдельных дисциплин с требованиями к формированию общекультурных и профессиональных компетенций.

Таким образом, государство не ставит перед традиционной учебной дисциплиной интегральные цели и задачи. Целью изучения дисциплины является формирование отдельных компетенций с целью дальнейшего использования их в профессиональной деятельности. При этом результаты ее освоения студентом устанавливаются преподавателем, исходя из собственных представлений о контроле результатов обучения, а не из интегральных представлений о квалификации специалиста и месте содержания обучения в квалификационных требованиях работодателя.

Студент мало информирован о связи обучения и основных профессиональных задач, которые ему предстоит решать в профессиональной деятельности, так и частной - о содержании и формах самоподготовки, об организации учебного процесса и др.

Система оценки качества образования является одним из ключевых элементов системы образования, но говоря о качестве образования, на практике сводим всю деятельность по построению системы оценки качества образования к контролю над деятельностью образовательных учреждений. При этом контроль часто сводится только к контролю результатов образования.

Классик российской педагогики К.Д. Ушинский утверждал, что в деле воспитания и обучения ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Между тем ситуация в системе профессионального образования складывается чуть ли не драматическая, особенно в системе довузовского профессионального образования, оторванной как от высшего образования, так и от производства.

Мы считаем, что качество знаний студентов должно достигаться путем системного взаимодействия всех структурных элементов единой системы обеспечения качества подготовки: организационной, методической, профориентационной работой на уровне довузовской подготовки; предъявления требований при конкурсном отборе абитуриентов; контроля усвоения студентами программного материала по циклам дисциплин, использования эффективных форм и методов диагностики проведения промежуточных, текущих и итоговых государственных аттестаций.

Оценка качества подготовки специалистов должна осуществляться на основе анализа результатов итоговой аттестаций выпускников, контроля знаний студентов по дисциплинам всех блоков учебного плана, а также потенциала образовательного учреждения по отдельным направлениям подготовки специалистов [1].

Определяющими при оценке качества подготовки являются результаты итоговой аттестации выпускников, а также отсутствие (наличие) рекламаций на качество их подготовки со стороны потребителей.

Формирование надежной, управляемой системы обеспечения качества является одной из основных задач модернизации системы профессионального образования. Констатация системного характера оценки приводит к закономерному выводу о единстве целей оценочной деятельности и управления качеством образования в образовательной организации в целом.

Таким образом, целью оценочной деятельности должно стать повышение качества образования, которое может быть достигнуто только в процессе совершенствования (развития) целостной образовательной деятельности учебного заведения.

1. Иванов В.Г. Развитие качества профессионального образования
В сборнике: Научный потенциал молодежи - Башкортостану Материалы Республиканской научно-практической конференции учреждений среднего профессионального образования Республики Башкортостан. Составители: Шафикова З. Х., Галиуллина Т. Ф.- Уфа, 2004. - С. 80-83.

Категория: Мои статьи | Добавил: Valerij (10.11.2015)
Просмотров: 372 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar